26 Января 2009 11:22:00

Страшно красивые места

Строительство туристского супермаркета и даже резиденции Аяз Аты – казахского Деда Мороза – готовы профинансировать восточноказахстанские власти, дабы привлечь туристов. Практики же – представители турфирм – советуют быть проще: заняться ремонтом дорог и мостов, ведущих к достопримечательностям. Или хотя бы построить туалеты.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Вот только на прошедшем на днях в областном акимате совещании по проблемам развития туризма выяснилось, что созданием туалетов и других элементарных санитарно-гигиенических условий у нас занимаются не охотно. Больше любят обсуждать проблемы и подсчитывать возможные доходы от туризма, кивая на страны, которые этим самым туризмом живут. Еще с удовольствием рассказывают о местных красотах, а также исторических, архитектурных, культурных памятниках. Например, о том, что на озере Маркаколь водится рыба ускуч, которая на планете имеется только в двух местах: здесь и в Канаде. Или о том, что по многообразию животного и растительного мира наш регион в СНГ уступает лишь Кавказу и Дальнему Востоку. Кстати, в области имеется более двух тысяч озер, 18 из которых крупные. А священная гора Белуха, где соединяются границы 4 государств, заряжает особой энергией. Мировое значение имеют динозавровое месторождение в Зайсанской котловине, крупнейший на Алтае Коккольский водопад, развалины буддистского монастыря Аблайскит. И таких замечательных мест множество. Одних только заповедников, заказников и ботанических садов в области насчитывается 14! Уникальность и в том, что здесь находится полюс континентальности планеты и географический центр Евразии – на границе Казахстана, Западной Сибири и Средней Азии. Еще любят вспоминать притчу о том, что когда Бог, распределяя богатства и недра земли, пролетал над Восточным Казахстаном, то его мешок с дарами прохудился. И в результате все богатства, которые есть на земле, оказались на территории Восточного Казахстана: горы и леса, уникальные озёра и реки, степи и пустыни.

Вот только добраться к этим красотам и достопримечательностям практически невозможно: мосты разрушены, а дорог туда или нет вообще, или они настолько разбиты, что если вы не сумасшедший и не сторонник экстремального туризма, никогда не рискнете по ним ехать. Да, собственно, ехать тоже некуда. Путешествие к памятнику, например, культуры или архитектуры, подразумевает еще и остановку, ночлег, обед в конце концов. Но возле известного на всю республику музея имени Абая нет даже гостиницы.

– Это историко-культурный центр? Здесь отсутствуют элементарные санитарно-гигиенические условия! – возмущался на совещании в акимате недавно назначенный начальник управления туризма, физической культуры и спорта ВКО Кайрат Орунханов. – У нас туристы как первопроходцы: сначала приезжают в Усть-Каменогорск и здесь начинают думать, на чем и как можно добраться до места.

Нового начальника поддержали и представители турфирм, занимающиеся доставкой туристов как отечественных, так и иностранных непосредственно на место. Говорят, чувство гордости за родные красоты затмевает чувство стыда за местный сервис. Мало того, что по дороге в шестьсот и более километров практически негде поесть, так еще и невозможно купить воды, найти АЗС, чтобы заправить машины и автобусы. Ну а истории о том, что иностранцы приезжают сюда, чтобы разгребать кучи мусора, прежде чем отдохнуть на берегу озера, а потом в целлофановых мешках этот мусор везут в город, чтобы цивилизованно выбросить на свалку, уже стали анекдотом, причем старым. Из новенького: опять же туалет, который какой-то умелец сварил из железа. И, видимо, долго не думал, когда эту заржавевшую и летом страшно нагревающуюся коробку водрузил на обочине, причем входным проемом – к дороге. И все бы ничего, вот только дверь приварить забыл.

Казалось бы, сам Бог велел развивать в Восточном Казахстане индустрию туризма, так как область имеет огромный туристический потенциал. Здесь и уникальная природа с разнообразием климатических зон, красивейших ландшафтов, лечебных источников, наличие памятников культуры и истории, соседство сразу с четырьмя сопредельными государствами. В ВКО насчитывается 126 туристических объектов, рекреационные зоны Бухтарминского побережья, Сибинских озер, озера Алаколь, Катон-Карагайского и Глубоковского районов, Усть-Каменогорска и Риддера, где сосредоточены главные достопримечательности, привлекающие туристов со всего мира. Есть, наконец, региональная программа развития туризма в ВКО с конкретными мероприятиями, даже подкрепленная финансированием, имеется сразу несколько перспективных видов развития туризма: экологический, пляжный, горнолыжный, деловой, культурно-познавательный. Спрашивается, чего не хватает? К примеру, в соседнем Китае Алтайский заповедник посещают около миллиона туристов в год, а в России на Алтае за год побывало около двух миллионов! У нас те же горы, тот же Алтай, но наших туристов можно по пальцам пересчитать. Зато к 1 августа, когда ожидалось солнечное затмение, очень хорошо наблюдаемое с горы Белуха, туристы, в том числе из Восточного Казахстана, на неповторимое зрелище поехали смотреть … с российского подножия горы. Просто потому, что знали, что будут проблемы с местным пограничным постом, требующим специальные пропуска. Ладно, затмение, а каково туристам, прибывшим по путевке в приграничный район? Мало того, что их могут не пустить, потому что, например, вчера изменился перечень необходимых документов, так еще и нахамят. Хоть все и соглашаются, что пограничные и таможенные барьеры, сложное оформление визовых процедур являются одними из самых главных тормозов развития туризма, ситуация не меняется.

Признаться, нам этим летом повезло больше. В Катон-Карагайском районе, на КПП в приграничном селе Урыль, которое нельзя миновать, направляясь к Белухе, нас встретила только одинокая лошадь. Она так и осталась абсолютно равнодушной к нашему появлению и даже не повернула свою морду, когда мы проезжали гостеприимно распахнутый шлагбаум. Правда, на обратном пути документы у нас пограничник с автоматом все-таки проверил, впрочем, мои – заочно, даже не взглянув на меня.

Зато в самом селе, пока попутчики оформляли документы, я все-таки отвлеклась от суетных мелочей, залюбовавшись на величественно прошедшую мимо апашку. Не удержалась и догнала.

– Здравствуйте, ажеке. У вас праздник? Куда вы такая красивая идете?

– Всегда так одеваюсь, – ответила женщина и присела на огромный валун, лежащий на обочине. Увидев, что я достаю фотоаппарат, она приосанилась, поправила платок и складки своего шелкового платья. Оказалось, что 79-летняя Нургиза Cатыкбаева вот уже последних лет десять живет в Урыле у сына. Сама из Береля, там родилась, там же в 16 лет вышла замуж за своего Кахармана, когда он в 1946 г. с войны вернулся, там своих детей – дочь и сына – родила. Сейчас внукам радуется.

– Ну наши годы тебе и твоим детям прожить, – пожелала она и, поднявшись с камня, опираясь на костыль, пошла по своим делам.

А я, глядя ей вслед, подумала, что в этих местах, созданных исключительно для того, чтобы любоваться окружающим тебя миром, даже люди созданы такими, что не заглядеться просто невозможно.

Правда, суета житейская отрезвляет, когда сталкиваешься с бытовыми проблемами. И дорога (кстати, вполне сносная до Катон-Карагайского национального парка, на территории которого находится Белуха, там – намного хуже) покажется мелочью на фоне того, что нигде нет АЗС. Нам, чтобы заправить машину, пришлось возвращаться в райцентр! А это не одна сотня километров. Негде перекусить. Вдоль дорог нет ни одного кафе, шашлычной, даже просто специально отведенного места, где можно было бы во время долгой дороги размять ноги. Единственная на весь Катон-Карагай столовая, почему-то гордо названная «Кафе», все-таки есть. Но она настолько безнадежно затеряна в райцентровских улочках и переулках, что наверняка ни один оголодавший турист в поисках ее на полпути плюнул и повернул обратно, так и уехав отсюда не солоно хлебавши.

Достаточно много пусть мелких, но обидных разочарований встретилось и на остатке пути. Как-то не стыкуются с местными красотами ободранный аншлаг с названием села Караайрык поверх прежнего Язевка, которое даже не замазали краской, и оно легко читается. Никогда окончательно не трезвеющий охранник, встретивший нас по прибытии в лагерь, а наутро даже не узнавший. А также несколько имеющихся там же срубов, предназначенных для остановки туристов. Из обстановки внутри были только печка, две панцирных разносортных кровати, деревянные стол и скамья, почему-то еще пень. Света не было, постельного белья – тоже. Не было даже матрацев к кроватям. Нас выручила машина, где всем хватило места для ночевки.

А наутро я радовалась, что в моей памяти все-таки останется не это, а впечатления от прогулки по парку: просто захватывающий дух вид двуглавой Белухи высотой 4 506 метров, спокойнейшее озеро Язевое у ее подножия, бурлящий одноименный водопад с 10 каскадами, пьянящий своей чистотой и запахом разнотравья горный воздух. И еще много чего, что никогда не даст забыть эти места всем, кто хоть раз здесь побывал, и зовет вернуться обратно.

Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Восточно-Казахстанская область

Источник: Газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии