26 Января 2009 09:56:00

Обивание порогов пока не отменяется

Виртуальная приемная акимата ВКО работает уже год, но люди не спешат туда обращаться. Очереди за справками и разъяснениями в госучреждениях свидетельствуют о неугасимом интересе граждан получить информацию от власть имущих. Тем не менее, большинство предпочитает виртуальному общению более привычный способ – в кабинетах.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Три года назад Восточно-Казахстанская область стала первопроходцем в создании электронного правительства в Казахстане. За это время проделана грандиозная работа, но...

На благо граждан

Уже более двух лет действует официальный сайт акима Восточного Казахстана, созданы 39 сайтов государственных учреждений области, а также первый в стране Центр электронных услуг (ЦЭУ), в аппарате акима Восточно-Казахстанской области внедрен электронный документооборот (к системе подключены акиматы городов и районов). И это далеко не все. На портале акима нашей области созданы виртуальные экологический музей, библиотека редких книг, благодаря которой каждый желающий может ознакомиться с ними, не выходя из квартиры или офиса. На портале ЦЭУ появился "Электронный бизнес-инкубатор", который поможет предпринимателям области получать информацию о современных тенденциях в сфере экономики и формах их поддержки.

Последнее достижение и вовсе впечатляет – для полного упрощения доступа граждан к электронным госуслугам разработана и внедрена wap-версия портала акима ВКО (http://wap.akimvko.gov.kz).

Теперь для получения сведений не обязательно обращаться в пункт общественного доступа или иметь у себя дома компьютер с Интернетом. Достаточно владеть сотовым телефоном. Wаp-сайт позволяет любому просматривать номера телефонов и адреса различных учреждений области, а также получать сведения о деятельности госорганов. Мобильная версия сайта содержит краткую информацию об официальных заявлениях, новостях и предстоящих пресс-конференциях.

В случае же возникновения проблем при использовании государственных е-услуг гражданин может получить консультацию, позвонив по номеру: 203-300.

На создание электронного акимата из областного бюджета потрачен 341 млн. тенге. Республика подкинула деньги на открытие точек доступа по области и на реализацию еще нескольких программ.

Отчего им всё равно

Все, казалось бы, замечательно. Только эти знаменательные события не нашли широкого отклика у рядовых граждан. В виртуальные приемные ВКО за год обратились около... 2000 человек.

Причина невысокой по-ка популярности e-правительства никто не скрывает. Согласно отчету отдела информационных технологий областного акимата, ответы представителей власти часто оказывались формальными. Или чиновники давали отписки в виде ссылок на статьи законодательных актов и другие официальные документы. Как пояснили специалисты отдела, это происходило отчасти потому, что Национальный удостоверяющий центр работает не на полную мощность – нет интеграции с общими базами данных.

В оценке трехлетней работы по созданию электронного управления в ВКО региональный консультант из Болгарии Красен Станчев отметил, что технические требования на первом этапе проекта полностью выполнены. Но взаимодействие работы между госорганами находится в зародышевом состоянии. Связь же с потребителем и вовсе отсутствует (по шкале оценок в этой сфере набрано 5 из 15 возможных баллов).

– Налицо техническая оснащенность и госорганов, и населения (в крупных городах), – отметил Красен Станчев. – Достигнут минимум по полноте охвата документов и услуг, но их использование ограничено, поскольку e-документы пока не имеют законную силу. Представители разных органов еще не работают совместно над обращениями потребителей, так как доступ к регистрам обеспечен только их владельцам. К тому же, граждане не имеют возможности проследить ход своих обращений по Интернету.

Массовых обращений не стоит ожидать еще и потому, что уровень компьютерной грамотности населения области в целом не настолько высок, чтобы свободно общаться в виртуальном пространстве.

Вместо послесловия

Опыт нашей области, выступившей в качестве объекта пилотного проекта внедрения электронного правительства, показывает – эту работу невозможно ограничить какими бы то ни было сроками. Чтобы услуги гос-органов населению оказывались на современном уровне, потребуется еще немало времени, усилий и... денег.

Программа создания электронного акимата на 2009 – 2011 годы обещает быть не менее интенсивной, чем в прошедшем периоде. Но, по большому счету, до сих пор не выполнена одна из главных задач – упрощение взаимодействия между гражданами и государственными структурами.

Формальные отписки на обращения людей сводят на нет колоссальные усилия и средства, затраченные на создание электронной системы. Понятно, что идет работа на перспективу – вот отладится механизм, заработают шестеренки, тогда все вопросы будут решаться легко и свободно. А пока... только из областного бюджета, не считая республиканских средств, в проект вложены сотни миллионов тенге. Если разделить затраченные областью деньги на число обращений граждан, то окажется – каждое обошлось налогоплательщикам в 170 000 тенге. Не дороговато ли во время кризиса?

Гарантий того, что спустя несколько лет взаимодействие чиновников и граждан качественно улучшится – никаких. И потому совершенно неясно – оправдаются ли когда-нибудь вложенные в доброе дело огромные средства.

Татьяна Непорожняя

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии