Фильм "Байтерек": Убожество застенчивого культа
Название фильма внушает зрителю самые высокие ожидания – насколько высока сама металлоконструкция с золотистым шаром наверху в самом центре левобережья Астаны, ставшая одним из символов Казахстана эпохи высоких цен на нефть. Но не тут-то было. Громкое имя задавили недостатки фильма, в котором очень трудно найти достоинства. Один из фундаментальных минусов, преследующих «Казахфильм», состоит в том, что снятые на казахском языке картины выходят в прокат в сопровождении одноголосого закадрового перевода вместо русских субтитров. Так не только теряется специфика вербального восприятия, но – что еще важнее – фильм не доходит до потребителя, на которого изначально рассчитан.
Что же «Байтерек»? История про мальчика, который живет у дедушки с бабушкой, учится в сельской школе, и носит полунасмешливое прозвище «профессор» за любовь к чтению и очки. Проникнувшись симпатией к новой молодой учительнице, ребенок откровенничает с ней о том, как скучает по родителям, и пытается помешать ее кавалерам в ухаживаниях. Все сводится к нехитрой схеме – мечты сбываются. Алгоритм их осуществления – поехать в цветущий город стекла и бетона, приложить ладонь к оттиску руки наверху Байтерека и ждать. Дальше помогут – либо любимая учительница, либо неопознанный старец в облике монаха Шао-Линя. Вот, собственно, и весь «фильм-детям», первый в своем роде на студии «Казахфильм» за долгие годы.
Пустые образы персонажей, бессвязный сюжет и откровенно плохая игра превращают 67 минут «Байтерека» в вечность. Поначалу даже толерантный и сочувствующий местному кино зритель готов прощать эти «мелочи», но очень скоро жанр наивного примитивизма и диалоги между молодой девушкой и её ухажером в стиле «Поздравляю вас с праздником межнационального согласия!» начинают выводить из равновесия. Невольно проводимая параллель с фильмами-конкурентами «Байтерека» в прокате (с той же «Книгой мастеров») заставит даже страстных патриотов впасть в уныние, оставив повисший в воздухе вопрос в форме немого укора - «Зачем вообще это нужно было делать?».
А ведь совершенно за гранью творчества авторов осталась глубокая и иносказательная легенда Байтерека. Древо Жизни на стыке миров корнями удерживает землю, а кроной – небо. На его вершине каждый день волшебная птица Самрук откладывает яйцо (Солнце), которое каждую ночь съедает дракон, живущий внизу Древа. Сам миф помог бы родить десяток ярких сюжетов, а сценарий фэнтези по его мотивам вполне мог соперничать с сегодняшним мейнстримом. Вместо этого плохо снят набор плохо сыгранных действий, где кульминация – это очередная видео-открытка сияющей Астаны, города-мечты, где отпечаток руки президента страны исполняет желания. «Правда?», спрашивает мальчик. «Вполне возможно!», отвечает учительница. Правда, почему-то герои избегают уточнять, что эта рука принадлежит главе государства. По-видимому, создатели фильма опасались переборщить – такой уж у нас в стране застенчивый культ.
Но даже если принять за основную функцию «Байтерека» идеологию, то и эта миссия провалена. Хотя сельская натура и производит благостное впечатление, «на деревню к дедушке» наш главный герой приехал из города не от хорошей жизни – заставила нужда. Отца мальчик не видел, мать уехала на заработки за границу. Во имя хэппи-энда обоих, конечно, как-то вернули, но факт гастарбайтерства в процветающей стране тревожит, а причудливые небоскребы столицы словно подчеркивают социальную пропасть между городом и селом. Но, даже отбросив пропаганду, фильм не учит и простым вещам.
Чему научит директор школы, для которого в порядке вещей драть учеников за уши? Или дед-ретроград, считающий, что знание предков до двенадцатого колена важнее школы? И почему так важно гордиться количеством людей, которых твой предок мог свалить одной левой? Почему хулиганистый дружок главного героя, «кидающий» одноклассников на деньги, остается вполне положительным персонажем? Почему воровать невесту – нельзя, а воровать яблоки – можно и даже очень весело? Почему авторы фильма не попытались аккуратно и ненавязчиво бороться с тем сплавом стереотипов «совка» и традиционализма, который царствует в нашем менталитете, а скорее воспели его? Взять ту же привычку называть преподавателей в школах и вузах по-панибратски – «апай» и «агай»…
Трудно сказать, что лента состоялась как детский фильм, или как фильм вообще. А ведь полтора года назад вокруг проекта «Байтерек» было очень много шумного возбуждения. В столице с помпой провели кастинг и пресс-конференцию, на которой пообещали участие российских звезд, спецэффекты от создателей «Дозоров» и монтаж в Европе. Писали, что идею фильма предложил тогдашний замакима Астаны, а столичный акимат подрядился финансировать проект. Потом жанр и сценарий неоднократно меняли, сменился замакима, продюсер, режиссер... От изначальных планов осталось две вещи – неблагополучная семья и чудотворный отпечаток руки. Оттуда же в конечный продукт перекочевал и седовласый старец, но если в первоначальном сценарии именно он рассказал мальчику о волшебном свойстве столичной достопримечательности, то «на выходе» его роль осталась абсолютно непонятой. После всех перипетий и задержек (фильм хотели представить еще год назад на юбилее столицы) получилось то, что получилось.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.