05 Марта 2009 13:01:00

Укрощение строптивой

Бесстрашная и сильная она женщина, эта Лидия Ситникова. Когда-то ей удалось возродить из пепла клубное движение в Усть­Каменогорске, не допустить того, чтобы базу отдыха имени Саши Ковалева отдали в частные руки. В свою недавнюю бытность директором объединения детско-подростковых клубов Лидия Александровна не боялась спорить по принципиальным вопросам даже с теми, от кого зависела – акимом Усть­Каменогорска, начальником горОО Александром Кузнецовым.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Судя по дисциплинарным взысканиям, которые сыпались на Лидию Александровну из отдела образования, как из рога изобилия, крепко раздражала она Александра Александровича. Но в судах при поддержке прокуратуры ей удалось признать незаконными и отменить аж три выговора, объявленные городским отделом образования. Получалось, и здесь она права. Тогда директору влепили – один за другим – еще два выговора, оспорить которые не успела. И уволили за неоднократные нарушения трудовой дисциплины.

Прокуратура и суд в одном лице

Авторитет экс-депутата и экс-директора Ситниковой в городе столь велик, что руководство горОО не ограничилось тем, что "ушло" ее с занимаемой должности. Спустя чуть больше недели после встречи Александра Кузнецова с журналистами в здании облсовпрофа (см. "Устинку плюс" №9 от 26.02.08 г.) он вновь пригласил пишущую братию на пресс-конференцию в филиал Национального пресс-клуба. Признаться, его выступления очень походили на попытку дискредитировать Лидию Ситникову и оправдать свои промахи. Весьма прозрачно – но, увы! – голословно он еще раз намекал на то, что в дворовых клубах допускались хищения средств, а экс-директор постоянно нарушала финансовую дисциплину. Людям непосвященным, очевидно, неизвестно, что органы финполиции, проводящие масштабную проверку КГКП "Объединение детско-подростковых клубов Усть-Каменогорска", таких фактов в отношении Ситниковой не установили. И зачем только Александр Кузнецов взял на себя функции органов уголовного преследования, прокуратуры и суда?

По его словам, один из последних выговоров бывший директор получила за то, что не согласовала с ним, как руководителем органа госуправления, платные услуги, оказываемые клубами.

– В законе об образовании четко прописано, что, раз государство обеспечивает зарплатой работников клубов, их деятельность должна осуществляться бесплатно для населения. Никакой речи быть не может о платных услугах во время исполнения их обязанностей как бюджетных работников. После работы – пожалуйста! – убеждал журналистов в своей заботе о детях Александр Александрович. – Но у нас сложилась такая ситуация, что ребенок, если у него нет денег в кармане, не может прийти в дворовый клуб.

Александр Кузнецов решил выложить и свой козырный туз. Он рассказал: в трудовом договоре между Ситниковой и физическим лицом, оказывающим платные услуги, прописано соглашение о том, что все данные о трудовой деятельности этого физлица, его доходах являются конфиденциальными, не подлежащими разглашению третьей стороне.

– Это я, что ли, третья сторона? – возмущался Александр Александрович. – Такая групповщина ведет к сокрытию полученных доходов!

Но при внимательном изучении вопроса выясняется, что Кузнецов кроет не козырем, а так себе картой.

Вне бюджетных рамок руководство объединения принимало на работу внештатных сотрудников. Они оказывали досуговые услуги на платной основе. Это соответствует действующему законодательству, так же как и подозрительное для Кузнецова соглашение. Повторимся, органы финансовой полиции по этому поводу нарушений в объединении не обнаружили. Но самое любопытное то, что платные услуги (наряду с бесплатными) из 37 усть-каменогорских клубов оказывают только 10! И педагоги в свои рабочие часы, оплачиваемые из госказны, вопреки уверениям Кузнецова, деньги с детей и подростков не брали.

У Ситниковой есть документы, подтверждающие, что платные услуги с горОО она согласовывала, но Сан Саныч долго отказывался подписывать эти бумаги.

– А мы не можем ждать. При ежегодной потребности клубов в 95-ти миллионах тенге в прошлом году бюджет выделил только 37 миллионов. Этого хватает, чтобы выдать зарплату работникам и частично оплатить комуслуги. Остальное приходится оплачивать из заработанных средств, – утверждает Лидия Ситникова. – На мой взгляд, Кузнецов нарочно затягивал с подписанием бумаг, чтобы дер¬жать нас на крючке.

А был ли мальчик

Также небесспорны заявления главы горобразования, что в конце 2008-го года Ситникова допустила нецелевое использование бюджетных средств на сумму более миллиона тенге. По словам Кузнецова, деньги, предназначенные для зарплаты работникам клубов, их компенсационные выплаты и регистрацию помещений, потрачены на покупку инвентаря. Лидия Ситникова считает, что городской отдел образования пытается переложить на нее ответственность за собственную ошибку:

– Инвентарь купили на сэкономленные средства. В течение года мы постоянно сверяли финансовый план с горОО. Остаток в конце года образовался потому, что в октябре-декабре работники клубов увольнялись в массовом порядке из-за низкой зар¬платы. По законам уволившиеся не имели права получать компенсацию на оздоровление, и деньги остались в объединении. Я проплатила все бюджетные специфики, и долгов у объединения не было. Более того, факт нецелевого использования бюджетных средств устанавливается органами финансового контроля. Но такую проверку у нас не проводили. Бюджетный кодекс и Закон РК "О государственном предприятии" – на моей стороне. Кузнецов забывает, что наше объединение – не госучреждение, как большинство школ, а коммунальное государственное казенное предприятие. Орган госуправления руководит нами в рамках законодательного акта. Дал госзаказ – вот и обязан его проверить.

Неуставные отношения

Пресловутое нецелевое использование средств Лидией Ситниковой стало в ее карьере роковым. Но до этого, в октябре 2008-го, она схлопотала еще один выговор – за проволочки в регистрации нового Устава КГКП.

– Сразу после выхода в свет нового Закона РК "Об образовании" Кузнецов стал настаивать на том, чтобы поменять Устав объединения на соответствующий дополнительному образованию. Типовые правила, на основе которых и составляется этот документ, Правительством не были изменены, что создавало определенные трудности в разработке нового Устава. Кузнецов объяснял мне, что Устав должен соответствовать Закону "Об образовании", но я просила подождать разъяснений Минобразования. У меня есть письма из министерства, подтверждающие, что наша деятельность регулируется, помимо Закона "Об образовании", законами о государственной молодежной политике, гос¬предприятии, – вспоминает Лидия Ситникова. – Тогда Кузнецов сам разработал этот Устав, а постановление об его утверждении подписал тогдашний и.о. акима Каширин. Этот документ губителен для дворовых клубов. В нем мы нашли 80 несоответствий типовым правилам, утвержденным Правительством РК.

Но самый опасный – тот, где говорится: аким города имеет право перераспределять помещения клубов по своему усмотрению. Хотя, согласно Закону РК "О государственном предприятии", в этом пункте должна быть еще фраза: "если иное не предусмотрено законодательными актами". По сути, начальник горОО протянул в Устав пункт, позволяющий забирать у клубов лучшие помещения! Но пока Лидия Александровна отстаивала свои позиции, горОО объявил ей взыскание.

– В январе я все-таки отнесла этот Устав, разработанный Кузнецовым, к тому же, проверенный юротделом акимата и утвержденный главой города, на регистрацию в Департамент юстиции. Там юристы разобрались, что он не соответствует по нескольким пунктам закона РК, и в регистрации Устава отказали, – продолжает Ситникова. – Я обратилась к Кузнецову с просьбой снять с меня выговор. Вместо этого мне принесли приказ об увольнении.

Я начальник – ты…?

Александра Кузнецова можно понять. Кто ж потерпит такое, чтобы в некотором роде подчиненная постоянно указывала на его правовую неграмотность, не отчитывалась по каждому шагу и демонстрировала независимость? Тем более, что в системе образования сложилась примерно такая же ситуация, как в армии: директора школ, как говорят знающие люди, не смеют ни в чем перечить Александру Александровичу.

История конфликта между Лидией Ситниковой и руководством горОО еще далека от завершения. По ее искам вновь начались судебные процессы, в которых женщина пытается доказать незаконность взысканий в свой адрес. И не сутяжница она – ей за клубы обидно.

Ситникова уверена – им угрожает разорение и закрытие. Кстати, базу отдыха имени Саши Ковалева уже забрали у объединения детско-подростковых клубов и отдали под управление недавно созданной структуры – администрации летних лагерей. Александр Кузнецов обещает населению, что, наоборот, клубы теперь будут процветать. Правда, многие из них, действительно, переведут в школы. Заниматься там не очень удобно, да и директорам учебных заведений такая нагрузка в тягость.

Может, это и есть конец клубному движению?

Ольга Ушакова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии