Кыргызский бунт как последствие
- Почему они бунтуют?
- У них нет хлеба, Ваше Величество, нечего есть.
- Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!
Слова, приписываемые Марии-Антуанетте, королеве Франции, казненной во время Французской революции
СТОЯ на границе Казахстана с Кыргызстаном, закрытой из-за событий в соседней стране, пришлось выслушать множество ужасов про мародерство, убийства, перестрелки, расправы. Много говорилось о том, что даже те, кто страстно желал смещения Бакиева, увидев хаос и анархию, разыгравшиеся на улицах вчера еще полусонного Бишкека, в один миг вновь захотели стабильности. Все это понятно, ибо эмоции - простая и прямолинейная вещь, они возникают как ответ на прямые действия. Но смысл происшедшего, что особенно важно уяснить нам, соседям многострадального Кыргызстана, заключается в том, что грабежи и гибель десятков (а может, и сотен) людей породил как раз тот порядок, который был свергнут.
Второе издание кыргызской революции никак нельзя отнести к проискам «внешних сил» или «бандитскому мятежу», он стал следствием того, что народ абсолютно перестал верить и ждать чего-либо положительного от власти, полностью оторвавшейся от его чаяний и нужд, предавшей его ожидания и позабывшей о чувстве долга. Естественно, сегодня в кыргызском перевороте так же мало демократии, как ее было мало в кыргызской стабильности, но вопрос не в этом. Вопрос в том, что и без всяких демократических процедур нация может в одночасье сместить свою власть, если та ее игнорирует. Когда нельзя по-хорошему, получается по-плохому.
Бишкек - всего в 250 километрах от Алматы, 2-3 часа езды, если на границе нет какого-нибудь «усиления». Но разница между этими городами была огромной. Притчей во языцех стало то, как кыргызстанские женщины относятся к казахстанским мужчинам. Но цифры куда красноречивее - из 5 млн населения почти 1 млн работает за пределами страны. Целые села остались без мужчин, практически вся молодежь мечтала, как поскорее покинуть страну и устроить свою жизнь на чужбине.
Конечно, был и спусковой крючок - поднятие тарифов на коммунальные услуги, которые в результате стали дороже, чем в Алматы. Но у нас, по крайней мере, люди зарабатывают значительно больше, чем в Бишкеке, и, получив очередные счета за квартиру, люди поняли, что больше они так жить просто не могут. Они физически были не в состоянии платить по новым тарифам и должны были только ждать, когда их дома отрубят от всего, превратив в домоподобные пещеры. Тут нужно очень четко подчеркнуть: анархия начинается не тогда, когда камни разбивают витрины магазинов, а милиционеров линчуют толпы на улицах, она начинается тогда, когда людям больше нечего терять. Тем, кто вышел на улицы Бишкека
7 апреля захватывать «белый дом», избивать милиционеров или просто пограбить, действительно было нечего терять. А тем, кто, по идее, должен был защищать власть и порядок, не за что было бороться. Поэтому сопротивление и было настолько слабым.
Потому что беспорядки - это не следствие слабой власти. Это следствие того, что власти предержащие не дают людям ни малейшей перспективы развития, гарантии сохранности имущества, да и просто не могут обеспечить жизнь в человеческих условиях. Именно такая ситуация возникла под прикрытием стабильности в соседней стране. Да, власти достаточно сильно прессовали оппозицию, да - вполне очевидно, что ее лидеры мало чем отличаются от самого Бакиева, но можно держать в страхе только часть общества, и то - ограниченное время, а все общество никогда проконтролировать не удастся. Страх кончается тогда же, когда все плохое уже произошло. Именно это случилось в Кыргызстане. В этом случае силовые меры привели лишь к обратному - чем сильнее привязывали крышку к кипящему котлу, не давая пару народного недовольства выйти наружу, тем мощнее оказался в итоге взрыв.
Кроме того, Бакиев совершил страшную ошибку, заставив северян - простых людей, политические кланы осознать себя проигравшими и навсегда обделенными в собственной стране. Именно переход на сторону оппозиции бывших властных группировок, вероятно, и привел к тому, что власть рассыпалась, как карточный домик. Хуже всего, что теперь в стране может начаться гражданская война между севером и югом. Поскольку в этой ситуации уже южане понимают, что их возможности и желания будут сокращать настолько, насколько это возможно. Сведения о том, что в Оше сторонникам президента уже раздают оружие, подтверждают эти опасения...
Для нас, для Казахстана, важно понять, как легко полусонный город, в котором бывало так комфортно прогуляться по аллеям, сходить в кино, в одночасье может превратиться в жертву орды мародеров - их просто нужно плодить. Можно сказать, что нам это не грозит, все стабильно и перспективы есть, но разве все так хорошо? Посмотрите, что творится в ВКО, как идут восстановление Кызылагаша и помощь пострадавшим - протестный потенциал не уменьшается, а растет. И то, как неэффективно работает государственный аппарат, как безалаберно растрачивается гигантский потенциал Казахстана - это просто настоящий катализатор процессов, сходных с кыргызскими событиями. Наши чиновники оторвались от народа не меньше своих кыргызских коллег, оградившись от его интересов управляемыми СМИ, ложной статистикой и послушными судами.
«Только дураки учатся на своих ошибках, умные это делают на примере других», гласит народная мудрость. Она же утверждает, что история - ничему не учит. Хочется верить, что в нашей стране сделают правильные выводы относительно трагедии у наших братьев и соседей. Пока же особенной надежды на это нет. Единственной видимой реакцией наших чиновников на кыргызские беспорядки (кроме закрытия границы) стало увеличение постов на трассе Алматы-Бишкек, почти поголовно останавливающих автомобили с кыргызскими номерами, в обилии спешившими на родину. Будто знали: кыргызы спешат - торговаться не будут. То есть наши, по большому счету, тоже мародерствовали в эти дни...
Фото: boston.com
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.