22 Декабря 2008 12:05:00

Рождённые в СССР

Невеселым праздником стал День Независимости для семьи Хайдаровых. В то время, когда их сограждане радовались главному празднику страны, Лариса с мужем Тулкином продолжали считать дни, по истечении которых их из этой страны могут выдворить. В праздник их оставалось всего четыре.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Четыре дня, за которые может навсегда умереть надежда, которая и так после многих лет мытарств еле тлеет. Надежда маленьких людей стать полноценными гражданами своей большой страны.

38-летняя Лариса родилась в селе Курчум (ВКО). Когда девочке исполнилось 10 лет, родители сорвались с насиженного места и поехали на строительство алюминиевого завода в далекий город Турсун-Заде, что находится в Таджикистане. Стране нужен был алюминий, и ни расстояние, ни первые бытовые неустройства не смущали советских людей, тем более не могли они даже представить, чем обернется для их детей этот искренний порыв помочь в строительстве завода.

Поначалу все складывалось очень даже неплохо: завод был сдан вовремя, работа на нем закипела во всю мощь, родители работали, дети – Лариса с сестрой – сначала учились в городской школе, а после и трудились там же – на заводе.

– Двенадцать лет я работала в должности секретаря-машинистки на заводе в редакции газеты «Алюминий Таджикистана», – рассказывает Лариса. – В 1992 году сестра вернулась в Восточный Казахстан – в село Раздольное, там вышла замуж, обустроилась. А через год умерла наша мама, папа тоже решил вернуться на родину, поближе к родне – приехал в Раздольное. В 2000 году переехали туда и мы с мужем. Прописались уже через три месяца. Сразу же обратились в паспортный стол, чтобы заменить паспорта на казахстанские удостоверения личности, но до сих пор – прошло уже 8 лет! – не можем это сделать.

Сначала все списывали на отдаленность от центра, потом на непростую ситуацию, привычные для всех нас чиновничью волокиту, неразбериху с документами и даже человеческий фактор. В конце концов удостоверение личности так и не выдали, но за это решили … наказать – привлечь, как говорится, к ответственности по закону. Впрочем, проблем от этого не только меньше не стало, их прибавилось, более того, они приняли какой-то фатальный характер.

– У мужа паспорт СССР, у меня – Республики Таджикистан, – рассказывает Лариса. – В мае 2003 года нам все-таки выдали РНН, а мне еще и СИК. После, в течение года, мы ждали ответ из Таджикистана, что там мы не привлекались к уголовной ответственности. В это время здесь сдавали какие-то анализы на СПИД, вензаболевания, делали флюорографию, доказывали родственные связи. Сдали документы. Нам объяснили, мол, мы не одни, и документы делаются не сразу. В результате тот человек с паспортного стола уволился, и наши документы были утеряны. Начали все «с нуля». В 2007 году мы опять собрали справки, правда, уже другие. Сначала нас успокоили, заверив, что сначала муж получит удостоверение личности, а затем я, так как у меня паспорт Таджикистана. В мае 2008 года нам сообщили, что документы мужа вернули, мол, не хватает еще одной справки. Нам необходимо ехать в посольство Таджикистана в Алматы.

Именно так законопослушные (хоть пока еще и не граждане страны) Лариса и Тулкин намеревались сделать, ждали только, когда с ними рассчитаются за работу. Понятно, что без гражданства, да еще и на селе, людям устроиться на постоянную и высокооплачиваемую работу просто невозможно. Не удалось этого и Ларисе с Тулкином. Зарабатывая копейки на сезонных работах, прокормить себя они еще могли, а вот такое серьезное мероприятие, как дальняя поездка, требовало достаточных финансовых вложений. Бахча, пастбище, любая работа у односельчан – на все соглашалась семейная пара, рассчитывая скопить хоть немного денег. Не получилось – кто-то обманул с заработком и так и не выплатил обещанного, кто-то сам прогорел. И все бы ничего, если бы не одно но. Ровно год назад – 20 декабря – Лариса была осуждена по статье 330-1 УК РК (Невыполнение иностранными гражданами и лицами без гражданства принятых в отношении их решений о выдворении за пределы Республики Казахстан) с испытательным сроком на один год. Год истек, что дальше? Решение судьбы двух людей затерялось где-то в кабинетах чиновников.

– Скоро кончится мой условный срок, и нас могут депортировать в Таджикистан. Неужели из-за одной бумаги из посольства Таджикистана может решиться судьба человека? – плачет Лариса. – Поймите, Казахстан – моя Республика, моя Страна, моя Родина! Это не громкие слова ради красной строки. Это действительно так и есть! В Таджикистане у нас никого нет, вся родня в Восточном Казахстане. Где мы будем там жить, у мамы на кладбище?

Кстати, та роковая бумага, вернее ее отсутствие, – всего-то справка о том, что Лариса с мужем не являются гражданами Республики Таджикистан.

Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Восточно-Казахстанская область

Источник: газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии