10 Июня 2010 13:05:00

Прочь, заочка

Министр образования и науки намерен ликвидировать систему заочного образования в вузах страны.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Главные учителя Казахстана подготовили для студентов новую "бомбу", которая вот-вот грозит разорваться. Уже в течение ближайших лет заочное образование в стране может исчезнуть навсегда. Грызть гранит науки в высшей школе отныне предлагается исключительно пред светлыми очами ученых мужей. Или... дистанционно!

Заочные обвинения

Уже доброй традицией стало то, в преддверии летних каникул и всевозможных экзаменов министр образования и науки Жансеит Туймебаев удивляет страну очередным ноу-хау на ниве республиканского образования. Год назад - три новых предмета в дневники школяров (в частности, автовождение). Два года назад - критика ЕНТ по всем фронтам и необходимость его отмены. Три года назад - крестовый поход против частных вузов Казахстана и их тотальное закрытие.

К сожалению, Жансеит Кансеитович уже не раз вызывал бурную ажитацию у студиозусов и их наставников своими непоследовательными суждениями. То ЕНТ собирается отменять и возвращать традиционные экзамены. А через неделю хвалит взахлеб главный экзамен страны.

Славная традиция имела продолжение на прошедшем в Астане международном форуме "Вузы Казахстана в контексте мировых академических рейтингов". Главный учитель страны разразился гневной тирадой в адрес заочного образования. Высказывание министра тут же растиражировали республиканские информагентства.

– Сократить, вообще убрать заочное образование! Всем официально заявляю! Заочное образование в наш нынешний век – это уже не образование! - вещал господин-министр, три года назад утверждавший, что качество заочного образования в казахстанских вузах ничем не отличается от очного. - У нас в стране нет заочного образования по медицинским специальностям и по специальностям искусства. Время показало, что нет необходимости и по другим. Не секрет, что до сих пор была система, когда два раза в год приезжают, 2-3 недели учатся, потоками сдают и возвращаются. Разве это образование? Мы же должны сами признать это!

Педагоги высшей школы уже давно робко высказывали мнение, что заочка себя изжила, да только кто ж их будет слушать? И то, что еще три года назад было невероятным, только сегодня стало очевидным.

- Очное обучение – это полная программа, но есть и неполная, - сорвал покровы Туймебаев. - И вот в рамках кредитной технологии, которую мы внедрили несколько лет назад, студенты выбирают количество кредитов, время от времени приезжают, учатся, сдают и затем получают диплом. Не обязательно заканчивать в течение 4-5 лет, можно продлить.

Резюме длиннющей тирады: очередная реформа. Заочное образование в течение нескольких лет свести на нет, чтобы на смену ему пришло... дистанционное образование!

- Дистанционным образованием мы создаём лучшие условия, - откровенничает министр. - Многие хотят получить качественное образование, однако вот эта поточная система дискредитировала его. Народ – против. Работодатели – против. И нам уже просто выдавать дипломы нельзя. Мы запрещаем это!

Пред светлы очи

С коллегой из высоких кабинетов согласно и большинство преподавателей вузов.

- Действительно, за десять лет работы мы не раз задавались вопросом о целесообразности заочного обучения, - рассказывает кандидат филологических наук, экс-декан факультета филологии и журналистики ВКГУ Люция Абдуллина - Изначально еще при советской власти оно имело статус так называемого вечернего образования. Человек где-то работает и приходит получить по специальности углубленные теоретические знания. Потом заочка видоизменилась. Студенты опять-таки где-то трудились, но знания приходили получать только ради диплома. А сегодня мы имеем совсем уж порочную тенденцию - диплом получают просто потому, что он есть у всех. Элитарность высшего образования, которую мы имели во времена Союза, утрачена.

А значит, и говорить об особом качестве знаний пока не приходится.

Что особенно странно, министр предлагает тот путь, который совсем недавно критиковал, когда предлагал избавиться от огромного количества частных вузов. Мол, они практикуют дистанционную методу. Чему они могут научить?

- И впрямь многие вузы уже внедрили дистанционное образование, - комментирует Люция Абдуллина. - Но, думаю, не нужно объяснять, что на деле это та же заочка, со всеми вытекающими проблемами.

С пультом дистанционного образования

Кредитное обучение, на которое возлагает особые надежды министр, едва ли устроит большинство студентов. Если расшифровать посыл господина Туймебаева, то всем без исключения предлагается идти на очное обучение, по кредитной системе. И брать, к примеру, на одно полугодие два-три предмета. Пройти их, в следующем семестре взять еще два-три. То есть и время на работу есть, и к мантии бакалавра медленно, но верно приближаешься.

Одно плохо: если в ближайшие годы заочку все-таки упразднят, студенты станут в буквальном смысле "вечными". Гранит науки придется грызть, по самым скромным подсчетам, около 9-10 лет, разделяя множество обязательных предметов "мелкими порциями" по семестрам. Впрочем, Министерство образования предлагает и другой вариант - дистанционное образование.

У спецов высшей школы есть серьезные опасения, что внедрение дистанционной системы - это не смерть заочки, а скорее... жизнь после смерти!

- Дистанционное образование очень похоже на заочное, студент может выбрать, с каким преподавателем работать, и в режиме онлайн получать все необходимые материалы, когда ему будет удобно, - рассказывает Люция Абдуллина. - Но такая система предполагает серьезные технические нововведения в самих вузах. В идеале, надо, чтобы студент в Катон-Карагае мог связаться со мной по интернету, прослушать лекцию по веб-камере, задать вопросы. Реально ли это? Нужно привлечение огромных финансовых средств и высококлассных специалистов. Иначе получится нечто среднее и неопределенное. О перспективности дистанционного образования можно поспорить. На Западе оно считается одним из самых доступных и наименее престижных. Бакалавр с дипломом, полученным дистанционно, едва ли сможет получить серьезную должность. Но там к этому относятся нормально: если ты пять лет учился в Гарварде и слушал известных профессоров, внимая каждому слову, - это один уровень. А если работал, попутно пытаясь выучиться — другой. Это нормальное разделение по качеству образования, которого у нас пока нет.

Вот это — принципиально. Реформу, по идее, собираются вводит для решения проблемы качества казахстанского высшего образования.

- К сожалению, большинство реформ высшего образования в нашей стране - половинчатые, -продолжает Люция Абдуллина. - Внедрили ЕНТ, до сих пор обтесываем, чтобы привести в соответствие с европейскими стандартами. Внедрили кредитную систему - половина преподавателей так и не знает, что к чему. К тому же большая часть оригинальных особенностей кредитной системы попросту не внедрена. Студенты по-прежнему не имеют возможности выбирать преподавателей и выбирать курс предметов. Потому, что мы соединяем и советскую систему, от которой в силу многих причин не можем отказаться, и европейскую, к которой стремимся, поставив подпись под Болонской конвенцией.

По всей видимости, Министерство образования всерьез думает, что "пульт" дистанционки у них в руках - и любые проблемы будут решены легким нажатием кнопки. Однако не получится ли так, что одна изжившая себя система сменится другой, несущей уйму иных проблем, при этом не решая прежние?

- Мое мнение, как и мнение многих моих коллег: в вопросах образования нужна поэтапность, - резюмирует Люция Ильдаровна. - Это самое важное. Вынести реформу и сказать: сегодня было так, а завтра будет по-другому - в первую очередь навредить студентам. Преподаватели к новой системе привыкнут, а что будет со студентами? Необходимо проводить эксперименты, смотреть, обтесывать. Иначе может получиться такая же сырая система, как и кредитная.

Кому это выгодно?

Самый главный вопрос, которым задаешься после министерской отповеди. Заподозрить ректоров крупнейших университетов в лоббировании своих интересов на уровне министра на первый взгляд сложно. Ни для кого не секрет, что именно заочники несли в карман многих профессоров и администрации высшей школы черный нал за "корочки". Избавляться от столь щедрого и непрекращающегося источника финансирования - едва ли умно. С другой стороны, именно дистанционная и кредитная система создают огромный простор для всевозможных махинаций в образовании. Почему? Да потому, что трактовать ноу-хау каждый будет по-своему и, естественно, в свою пользу. К единому знаменателю не привели еще и кредитную систему, а уж с дистанционной, которая на порядок более трудоемкая, сам черт ногу сломит.

Но к нововедениям в системе образования обязывает подписанная Болонская конвенция: а значит, казахстанское образование будет постоянно поспевать за своим европейским "товарищем" в тщетной попытке хотя бы догнать....

Жаль только, что казахстанские вузы не могут пробиться даже в... пятьсот ведущих университетов мира, по версии журнала "Таймс". Максимум, чего удалось добиться, – так это 531-е место Евразийского национального университета им. Гумилёва, который курирует лично президент республики.

Реформы нашему образованию действительно нужны. Дельные и обдуманные. Чтобы завтра не пришлось вдобавок к куче старых проблем еще и разбираться с поколением "вечных студентов".


Евгений ФОМИНЫХ

"Pro" и "contra" На множестве интернет-форумов уже разгорелись нешуточные баталии и обсуждения вокруг будущего упразднения заочки. Вот лишь некоторые из мнений электронных анонимов. - И как предлагается учиться тем, у кого нет времени на очное? И денег тоже. Есть же технические специальности, которые сегодня всем нужны. А без высшего образования никуда. Просто на очном хотят бабла срубить больше - вот и все. Дамир - Заочка себя давно изжила: посмотрите диплом купить стоит 2 штуки. Какие знания? У нас в группе была девчонка, мы ее ни разу за пять лет учебы не видели. Познакомились на вручении дипломов, она самая радостная была. Iri - Мне кажется, только заочка дает возможность получить несколько специальностей. А что иначе будет? Выучился на строителя - так иди и работой строителем. А если у меня интересы поменялись? Снова 4-5 лет пахать? Оно мне надо? Глеб Депутат Мажилиса Парламента Майра Айсина: – Заочное обучение имеет право на жизнь. И нельзя его запрещать только потому, что нет качества. У нас и с качеством очного образования дела обстоят не совсем хорошо. И не только очного, но и среднего, и школьного... Вообще качество образования, мягко говоря, неконкурентное и неэффективное. Поэтому здесь я вижу не столько проблему людей, сколько проблему системы образования. А министерство, конечно же, должно усилить контроль.
Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии