Баллада о сапогах
Виктория бережно держала в руках сапоги-ичиги (по-татарски - читек) и говорила, что их носили уже во времена Булгарского ханства.
Свои сапожки Хадича Валиевна Баймуратова, внучка известного семипалатинского просветителя, передала в татарский музей, когда он лишь начал формироваться.
- В былые времена, - говорит Купцова, - подобная обувь продавалась за золото на Ирбитской и Макарьевской ярмарках. Ичиги считались настолько качественной вещью, что и русские купцы не брезговали покупать их в подарок женам и дочерям. Ичиги выставлялись на всемирной выставке в Париже в 1910 году. Французы тогда высоко оценили сапоги с наборным кожаным шитьем. Над одной парой мастер работал несколько месяцев. Обязательными были кожаная подошва и наборный каблук. Очень редко ичиги подбивали дважды. Кожу дубили таким способом, что она приобретала необыкновенную твердость и прочность.
- А сегодня кто-то шьет ичиги?
- Да, остались мастера, но очень мало. Даже в Казани теперь сложно найти такие сапожки. Хотя мне бы очень хотелось походить в них. Это качественная и очень красивая обувь.
Вторым открытием для нас на этой выставке стало то, что сама Виктория не татарка, по маме она немка с фамилией Остертаг.
- Но что-то татарское в тебе все-таки должно быть.
- Ничего. Кроме любви к самим татарам, - уточнила Вика с улыбкой.
Андрей КРАТЕНКО, Усть-Каменогорск
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.