14 Мая 2009 11:50:00

В Усть-Каменогорске более тысячи осуждённых, которые не попали за решётку

– Мы полагали, что она одумается. Родит второго ребенка, и это сделает ее менее легкомысленной. Ничего не помогло, она малыша бросила и из роддома зимой в халате и тапочках убежала, чтобы найти наркотики, – вспоминает о своей подопечной старший специалист уголовно¬исполнительной инспекции Ульбинского района Усть­Каменогорска, капитан юстиции Жанна Турсымбаева. – Мы, не дожидаясь окончания отсрочки, отправили ее в колонию.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) контролируют тех, чье наказание по суду не связано с отправкой в колонию (это общественные и исправительные работы, условный срок, ограничение свободы) или вышедших на волю условно-досрочно. В Усть-Каменогорске три такие инспекции: Ульбинская, Октябрьская и Левобережная. Несмотря на то, что на учете состоит 1151 осужденный, работают там всего семь сотрудников.

– Левый берег – это Меновное, КШТ, Ахмирово – не очень благополучный в криминальном отношении, а там работает всего один человек. Только в Ульбинском районе совершается преступлений больше, чем в некоторых областях страны, – вступает в разговор начальник Ульбинской УИИ, капитан юстиции Канат Омаров. – У нас в штате три сотрудника. Наши женщины ходят и проверяют притоны. Наши районы – Аэропорт, поселок Мирный. Там наркоман на наркомане сидит. Мы пытаемся договориться с участковыми, чтобы провести совместную проверку. Но часто им некогда, хотя на один административный участок приходится 5-6 инспекторов. А у нас не хватает штатов и материального обеспечения. Возможно, из-за этого осужденные совершают повторные преступления. Мы не можем прийти и проверить каждого своего подопечного. Контролируем тех, кто нарушает режим, опаздывает, не приходит отмечаться. Несмотря на такого рода затруднения, Ульбинская УИИ в прошлом году заняла первое место в конкурсе среди всех 200 уголовно-исполнительных инспекций республики.

Белыми лебедями

По сути, сейчас у условно осужденных нет обязанностей. Они есть у тех, кто понес наказание в виде ограничения свободы. Но и тут, по словам Каната Омарова, не все гладко. Для такой категории осужденных должны быть арестные дома, которых у нас в стране нет.

Отменить условное наказание нереально даже если человек нарушает режим. Для этого необходимо собрать большое число документов, доказывающих, что он уклонялся от отбытия наказания.

– Еще лет 10 назад работы у нас было намного меньше, – продолжает Жанна Турсымбаева. – Но с каждым годом закон становится более мягким, и преступников все чаще наказывают, не лишая свободы. Когда инспекции входили в структуру МВД, приходилось гораздо легче, мы лучше владели обстановкой. Сейчас органы внутренних дел неохотно нам помогают. И находимся далеко от города. Не у всех осужденных есть деньги на автобус, чтобы добраться до нас и отметиться. Бывает, человека на месяц теряем, а он, оказывается, ходил отмечаться к участковым. А те нам ничего не передавали.

В минувшем году в Усть-Каменогорске за нарушение режима отбывания наказания были направлены в колонии 43 человека, 31 из них – только по Ульбинскому району. Но 80 процентов людей, состоящих на учете в УИИ, сюда больше не возвращаются. Сотрудники инспекции полагают, что те встали на путь исправления, хотя не факт, что на самом деле их бывшие подопечные не "загремели" в колонию за совершение более тяжкого преступления. Такой статистики просто нет.

– За первый квартал 2009 года уже четыре наших подопечных совершили повторные преступления за тот период, пока состояли на учете. Три из них – средней тяжести и одно – тяжкое. Совершивший его как раз и получил условный срок за аналогичное деяние – разбой, – рассказывает Канат Омаров. – Вот тоже проблема – почему за тяжкое преступление наказывают условно?

Портреты с натуры

Интересную характеристику осужденным дают в Ульбинской инспекции.

– Это обозленный и затаивший обиду на весь мир человек. Он зол на полицию, прокуратуру, суд. А также на себя, своих родных, на всю свою жизнь, которая привела его к такому результату, – считает Жанна Турсымбаева. – За последние годы осужденный изменился: помолодел, стал жестоким, злым, равнодушным. Портрет нынешнего преступника таков: не образован, не начитан, не умеет анализировать и критически оценивать свои поступки. Такой живет одним днем, неуравновешен, не собирается работать, ищет легкий доступ к деньгам. Инспектор стремится разъяснить ему суть его положения, перевоспитать. Такие осужденные знают свои права, но забывают про обязанности. Приходят к нам молодые парни – и видно, что толку от них не будет, но мы заставляем их устроиться на работу, учим: "Не ввязывайтесь в драку, лучше мимо пройдите". Потом многие говорят нам слова благодарности. Но есть случаи, когда точно знаешь: человек глубоко раскаялся в содеянном, совершил преступление случайно и больше не попадет к нам.

Он регулярно ходит в инспекцию, не скрывается от контроля, работает, учится, ведет нормальный образ жизни, воспитывает детей и помогает семье. С таким осужденным легко разговаривать, он общителен. К нему применяется досрочное освобождение от отбывания наказания.

Сотрудники инспекции вспоминают: поставили они на учет женщину, осужденную за причинение тяжкого вреда здоровью. Получилось так, что к ней в квартиру ломился незнакомый мужчина. Женщина начала его выталкивать за дверь, он упал и сильно повредил голову.

Поскольку у нее было трое детей, ей дали отсрочку по достижении младшим ребенком 14-летнего возраста. На тот момент она нигде не работала и часто повторяла: "Если бы у меня были деньги, то я обязательно наняла бы хорошего адвоката. Может, удалось бы уменьшить себе наказание". Потом женщина устроилась на работу в кафе, сначала пекла там чебуреки. Через несколько месяцев ей как хорошей работнице предложили должность администратора. Она регулярно приходила отмечаться в инспекцию. В прошлом году, когда у осужденной заканчивалась отсрочка, сотрудники УИИ внесли в суд представление об освобождении женщины. Представители Фемиды их поддержали.

– В связи с досрочным освобождением в 2009 году за три месяца были сняты с учета УИИ нашего района 9 осужденных, которые доказали своим поведением исправление, – утверждает специалист-инспектор Ульбинской УИИ, лейтенант юстиции Асель Кошкарова.

Ольга Ушакова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии