04 Марта 2008 00:00:05

Жизнь и смерть казахстанских рынков

Уличные рынки, долгое время доминировавшие в казахстанской розничной торговле, постепенно вымирают – их выдавливают крупные торговые центры, сетевые ретейлеры и административный ресурс
0 КОММЕНТАРИЕВ

Уличные рынки, долгое время доминировавшие в казахстанской розничной торговле, постепенно вымирают – их выдавливают крупные торговые центры, сетевые ретейлеры и административный ресурс

Чем беднее страна, тем богаче ее рынки – отсталая экономика не терпит посредников», – писал в свое время Александр Генис. Исходя из этого, экономику Казахстана сложно назвать высокоразвитой. По статистике, почти половину товаров потребители покупают на торговых рынках (в просторечии именуемых «уличными»). Удельный вес торговли на рынках и индивидуальными предприятиями в розничном товарообороте составил в 2006 году 48,2% (данных за 2007 год пока нет). Оставшиеся 51,8% – доля торговых предприятий. Для сравнения отметим, что в России торговые предприятия занимают более 70% розницы, в странах Западной Европы, США и Канады – около 95%. В развитых странах рынки сохраняются, но занимают лишь небольшую долю розничного товарооборота.

Впрочем, и в Казахстане уличные рынки постепенно сдают позиции – еще в 2000 году они контролировали три четверти розничных продаж. В дальнейшем вытеснение рынков продолжится – согласно программе развития внутренней торговли на 2008–2012 годы, разработанной Министерством индустрии и торговли РК, к 2010 году доля торгующих предприятий в общем объеме розничного товарооборота будет составлять более 60%. Таким образом, доля уличной торговли и индивидуальных предпринимателей сократится еще больше.

Неудивительно, что в последнее время казахстанские маркетологи предрекают барахолкам и базарам скорую смерть. Другие эксперты утверждают, что выжить уличным рынкам поможет психология казахстанского покупателя, для которого город без базара – не город. Мы попытались выяснить, кто прав, и оказалось, что и те, и другие правы лишь отчасти.

О том, как женщины страну спасали…

Еще в недавнем прошлом уличные рынки не играли сколько-нибудь заметной роли в торговом секторе страны. После обретения Казахстаном независимости торговых рынков у нас практически не было. В каждом областном центре был один колхозный рынок, работал он обычно посезонно. Однако очень скоро выяснилось, что экономика может прокормить далеко не всех граждан. И миллионы людей отправились искать себя в торговле. Здесь требовалась только предприимчивость, все остальное не имело значения. Поначалу товары, привозимые из приграничных государств, продавались на квартирах и в подъездах. Затем стали появляться небольшие «толкучки». Постепенно все большее число людей понимало, что это хороший, а порой единственный способ прокормиться. Первое время челночным бизнесом занимались в основном женщины. Спустя некоторое время государством были выделены официальные территории для торговли. Сформировалось огромное количество барахолок, где продавалось все. Рынок был стихийным и большим. В 1999–2002 годах стали формироваться специализированные рынки, торгующие конкретными видами товаров, – это значительно упростило процесс покупки. В то время в нашей стране насчитывалось примерно 1,5 тыс. рынков.

Базары и барахолки взяли на себя функцию по обеспечению огромного числа людей работой, что решило массу социальных проблем. В 2000?м, если вы хотели провести какое-то общественное мероприятие, то всех, кто вам нужен, можно было найти на барахолке – там были артисты, художники, журналисты и прочие.

После 2002 года начинается заметное снижение количества рынков, и на сегодняшний день их число уменьшилось почти в два раза. Во многом это связано с появлением в 2003?м нормативной базы, регулирующей работу рынков. С этого момента начинается их движение к цивилизованности и порядку, и, как следствие, количество рынков снова уменьшилось. В первую очередь исчезли стихийные рынки, на которых не соблюдались никакие административные требования. Хотя надо сказать, что многие проблемы остаются. Большинство действующих торговых рынков до сих пор не отвечает санитарным требованиям, высок уровень контрабандной и контрафактной продукции, наблюдается присутствие криминальных факторов, широкое использование поддельных или же нелегально купленных сертификатов качества на реализуемые товары, непрозрачное поступление налогов, незащищенность прав потребителей и продавцов.

«Место обмана»

Неупорядоченность работы рынков приводит к недовольству городских властей. В свое время аким Алматы Имангали Тасмагамбетов, отвечая на вопросы горожан, процитировал потомка одной из скифских царских династий Анахарсиса: «Рынки – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга». Впрочем, каких-то особых репрессий по отношению к алматинским рынкам не последовало – еще в 2005 году г-н Тасмагамбетов пообещал, что вместо ликвидации и передислокации рынков будет вестись работа по строительству торговых центров и ужесточению требований для рынков, в частности в области пожарной безопасности, санитарных норм и т.д.

В некоторых городах средством избавления от рынков становится их перенос за город. Как рассказала исполнительный директор Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Жибек Ажибаева, «в Астане перенесли рынки за город 1 ноября 2006 года, заявив об этом 29 октября. Похожая ситуация произошла в Шымкенте. Сейчас готовится перенос рынков в Семее и Усть-Каменогорске».

Перенос рынка в короткие сроки очень болезненно отражается на продавцах. Они теряют наработанную клиентскую базу. Как рассказала г-жа Ажибаева, многие продавцы сидят на кредитах под залог квартир, что только усиливает социальную напряженность от переноса рынков. В принципе, никто не против переноса и сноса рынков, но подобные мероприятия должны проводиться должным образом и на протяжении длительного времени. «Во Франции в 1951 году было принято решение о переносе рынков, перенесли их в 63?м. 12 лет готовили предпринимателей и базу для функционирования рынков на новом месте», – говорит Жибек Ажибаева.

Программа развития внутренней торговли тоже не одобряет подобные тенденции: «Розничные рынки должны быть расположены в удобном месте, быть интегрированы в жизнь населенного пункта, так как они выполняют не только экономические, но и социальные функции. Во многих городах существует тенденция переноса рынков за пределы города, что означает утерю их традиционных функций и эффективности их деятельности».

Часть рынков исчезнет в результате застройки Алматы. Так, нижняя часть оптовки на Розыбакиева – Суюнбая исчезнет в результате строительства автодорожной развязки, на месте рынка «Каркара» будет построен Центр международной торговли. Рынки города должны приобрести вид, соответствующий центральному мегаполису, такая задача была поставлена перед их владельцами. Рынки, которые не будут удовлетворять всем требованиям, будут сноситься.

Процесс сокращения числа рынков сопровождается их укрупнением – они поглощают друг друга, рассказали представители алматинского рынка «Тиграхауд». Рост оборотов рынков и количества торговых мест говорит о том, что идет процесс концентрации рынков и отсеивания наиболее слабых предпринимателей – владельцев торговых территорий.

Как рассказал Сергей Зенковский, заместитель директора рынка «Сарыарка», «в связи с сокращением рынков спрос на торговые места только повышается, что приводит к росту цен на аренду». За последние два года цена аренды выросла на 30–50%. Участники рынка описывают спрос на торговые места как стабильно высокий, и каждый рынок стремится привлечь как можно больше предпринимателей. При этом администрации рынков конкурируют за продавцов. Администрации стараются максимально расширить свои торговые ряды, строят для предпринимателей медпункты, больницы, молельные, детские комнаты и т.д.

Несмотря на то что количество рынков сокращается, количество рабочих мест на них растет. Это говорит о том, что спрос на торговые места на рынке остается высоким. Особенно со стороны эмигрантов из близлежащих республик. Доходы, которые можно получить на рынке, достаточно привлекательны для них – минимальный заработок тех, кто торгует на барахолке, составляет примерно 500 долларов в месяц. На вещевом рынке предприниматели «поднимают» 1000–1500 долларов. А вот прежние продавцы, казахстанцы, постепенно уходят с рынков. Они перебираются в торговые центры (ТЦ).

Мы наш, мы новый ТЦ построим

Продавцы поступают достаточно дальновидно. В перспективе ТЦ станут главным конкурентом уличных рынков. Ведь согласно данным МИТ РК, объем товарооборота торгующих предприятий на квадратный метр в денежном выражении более чем в 2 раза выше аналогичного показателя на торговых рынках. Правда, пока что торговые предприятия насытить розничный рынок РК не в состоянии. По данным Агентства РК по статистике, в среднем по стране на одну тысячу человек приходится 111,7 кв. м торговых площадей. Наибольшая обеспеченность наблюдается в столицах – Астане и Алматы. При этом, по данным консалтингового агентства London Consulting and Management Company, объем предложения в наиболее качественном сегменте торговых центров составляет 28 кв. м торговых площадей. Это очень далеко от мировых показателей – тысяча парижан располагает 450 кв. м, тысяча варшавян – 350 кв. м, а тысяча пражан – 200 кв. м.

Пока что ближайшим конкурентом рынков становятся торговые центры рыночного типа. Там тоже большой ассортимент, низкие цены и при этом можно поторговаться. Типичным примером такого торгового центра является «Адем» (построен на месте одной из алматинских барахолок) компании ТОО «Союз Сервис ЛТД», которое в настоящее время достраивает третье здание этого торгового комплекса.

Участники рынка полагают, что за такими ТЦ будущее. Владельцы многих рынков, например «Тиграхауда», «Сарыарки», некоторых рынков барахолки, говорят, что тоже не против со временем заменить свои рынки на торговые центры. Некоторые администрации уже имеют под своим руководством торговый дом и рынок, причем расположены они в основном вплотную друг к другу. Например, торговый дом (ТД) «Раш» с рынком «Тиграхауд», имеющие одну администрацию, и ТД «Студент» с рынком «Каркара» в Алматы.

В Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана считают, что торговые центры являются естественным путем развития уличных рынков. Однако, например, г-н Зенковский полагает, что торговые центры рыночного типа не выдержат конкуренции с рынками и исчезнут. Большинство владельцев рынков тоже уверены, что полное исчезновение этого сектора невозможно. Менее всего обеспокоены владельцы старых устоявшихся рынков. В администрации рынка «Тастак» нам рассказали, что не ждут ни сноса, ни падения спроса на торговые места. Здесь считают, что в нашей стране всегда будет существовать значительная прослойка населения, которая будет торговать и покупать на рынках.

По мнению Жибек Ажибаевой, «базар – это этническая часть культуры азиатских народов».

Ни одна азиатская страна не может существовать без рынков.

Наши люди привыкли к большому ассортименту товаров и низкой цене. А национальная игра покупателя с продавцом в «угадай цену» – жизненно необходима отечественным потребителям.

Другое дело, что все рынки изменятся. По мнению представителя рынка «Сарыарка» Сергея Зенковского, идеальный образец будущего рынка – это «Зеленый базар» – крытый, сегментированный, с сильным контролем со стороны администрации рынка.

Как писал Александр Генис: «Умный базар – триумф местного над привозным, глупый – вырождается в супермаркет».

В подготовке материала принимала участие Александра Цай.

Источник: Василий Калабин, автор «Эксперт Казахстан»
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии