04 Ноября 2008 11:07:00

Я испытывал чувство вины

- Понимаете, мы думали, он порядочный человек. Поначалу выглядел таким доброжелательным, обходительным, вежливым. Когда начинали сомневаться: вернет ли деньги? - обижался: «Да вы что, брат, сестра, не верите мне?» И становилось неловко: ну, зачем мы его так обижаем?
0 КОММЕНТАРИЕВ

Только спустя пять лет после знакомства с обаятельным, отмеченным деловой хваткой Муратбеком Давидовичем, когда тот ударился в бега, Павел и Любовь Сизиковы словно очнулись от гипноза. И теперь припоминают детали, как ловко и хитро их развели. Им, раньше вовсе не бедным людям, остается только ждать и надеяться, что не останутся без крыши над головой. Здоровье, свои сбережения и доверие к людям они уже потеряли… Общая сумма, которую они сегодня должны банкам, вместе с процентами и пеней составляет 139 тысяч долларов США! Квартира давно выставлена на торги…

Конечно, автор этих строк отдает отчет, что любой человек считается невиновным в совершении преступления, пока в суде не доказано обратное. Также мы отнюдь не пытаемся оказать давление на служителей Фемиды. Профессиональные судьи объективно и беспристрастно сами во всем разберутся. Вероятно, у обвиняемой стороны по делу, о котором мы расскажем дальше, есть аргументы в свою защиту. Пока же поведаем эту историю со слов супругов Сизиковых, которые, признаться, всерьез опасаются, что их «другу» удастся ускользнуть от ответственности.

Избушка лубяная

Не какой-нибудь безбашенный коммерсант, а основательный, решительный и продвинутый мужчина, который ловко разбирается во всех тонкостях и хитросплетениях бизнеса. Возраст – далеко за 50, благородная седина в волосах. Говорит с приятным акцентом, а речь очень убедительна. Таким Муратбек предстал перед Сизиковыми при их знакомстве осенью 2003-го года.

- В общем-то, малознакомый человек попросил, чтобы его приятель, приехавший из России, пожил в нашей квартире на Аблакетке, - вспоминает Любовь Алексеевна. - Сначала нам показалось, что тот прибалт. Потом Муратбек сам рассказал, что родом из Грузии, а гражданство имеет российское. Квартира в то время стояла пустая, он исправно платил за коммунальные услуги. Жил там вместе со своей компаньонкой. У нас сначала не было никаких оснований усомниться в искренности его намерений.

Постепенно новый знакомый объяснил Сизиковым, что хочет открыть в Усть-Каменогорске свое предприятие по закупу у рыбаков на Зайсане и реализации рыбозаводу в Барнауле леща и судака. Дело, мол, очень выгодное: с одного только рейса можно получить прибыль в 2 миллиона тенге. Это, мы проверяли, соответствует действительности. А таких рейсов в месяц, при хорошем раскладе, как увещевал бизнесмен, можно сделать 2-3. Все затраты быстро окупаются. Одна незадача, говорил он: иностранным гражданам в Казахстане кредиты не дают, а оборотных средств не хватает.

- Сначала вместе с компаньонкой Муратбек уговорил одинокого человека Алексея, который жил с ними на одной лестничной площадке, продать его полуторку, а деньги отдать им – на развитие, - продолжает Любовь Сизикова. – Какое-то время он жил с ними в нашей же квартире. Алексею обещали, как только раскрутятся и в обороте появятся большие деньги, купить новое жилье. Даже патент на его имя оформили. Да только ни денег, ни квартиры, как мы теперь знаем, мужчина так и не увидел. Человек мягкий, нерешительный. Нам кажется, его просто запугали. Он и на нас ИП оформлял, а деньги, которые приходили от покупателей рыбы, тут же, как он говорил, опять пускал в дело. Обналичивал. Чековые книжки, печати – все было у него. За нами патенты числились лишь формально.

Лиха беда - начало

Это все происходило потом. А поначалу ситуация складывалась самым лучшим, как казалось Сизиковым, образом. Муратбек занял у них приличную сумму денег, вскоре отдал, чем окончательно вошел в доверие.

- Потом он предложил открыть кредит на аблакетскую квартиру, - рассказывает Павел Александрович. – Открыли кредит, деньги отдали ему. Муратбек обещал: «Разовьюсь, возьму Любу на работу бухгалтером или учетчиком. Все у нас будет очень хорошо». Потом он сказал, что этих денег маловато, причитал – вот еще бы немножко и еще немножко. Рыба, мол, подорожала. Затем они предложили еще взять кредит на другую квартиру и погасить тот, предыдущий. А как это делалось? Он звонил и говорил: «Я уже договорился, тебе нужно сейчас приехать в банк и подписать». Не давал нам опомниться. И потом, я всегда относился к его проблемам чисто по-человечески. Даже давал ему свой компьютер домашний, машину. Как-то я ему сказал, что расписки, которые они нам с компаньонкой писали за взятые у нас деньги, нужно заверить нотариально. И Муратбек вдруг вкрадчиво и очень так миролюбиво заявил: «Вообще, брат, если пожалуетесь на меня, то все потеряете. Идите и проконсультируйтесь у юриста. Вы должны подать на меня в суд, а за мной никакого имущества нет. Будете от меня по 500 тенге в месяц получать до конца жизни. Подумайте над этим! Вам лучше верить мне – я не обману. И я испытывал чувство вины потому, что сомневаюсь в этом человеке. Он даже свою жену сюда привез с детьми. Квартиру на улице Солнечной купил, оформив на другого человека. Супруга, правда, вскоре быстро уехала.

Это только позже поняли – он держал нас на коротком поводке. Ведь мы уже влезли с ним в эти кредитные отношения и вынуждены были давать все больше и больше денег, только бы потом он отдал нам наши же средства. Но никаких денег мы от него никогда не видели. Все забирал себе под разными предлогами: то бизнес пока не идет, то рыба протухла. Как он покупал машину с рефрижератором – отдельный разговор. Он так все закрутил, что половину кредита приходится платить водителю, а половина суммы висит на мне, хотя никакого отношения к этой машине не имею.

В долгах, как в шелках

- Теперь понимаем, что они использовали всех, кто был рядом с ними. Если Муратбеку что-то надо, то он обязательно выпросит у других, - вздыхает Любовь Алексеевна. – Нас больше всех: деньги у нас были. Тетка Павлу оставила наследство, плюс мы продали свое большое хозяйство в Быструхе. Когда мы решили, внеся предварительный взнос, взять под ипотеку квартиру на КШТ (семья у нас – из пяти человек), Муратбек и об этом быстро прочухал. Поскольку в то время жилье росло в цене как на дрожжах, он дважды требовал проводить перекредитацию нашей квартиры, а деньги опять пускал в оборот. В последний раз банк ему дал 30 тысяч долларов, он три месяца за этот кредит деньги вносил, а потом – все. Исчез. Через 8 месяцев сотрудники полиции задержали Муратбека в Семее.

Сначала следствие квалифицировало его действия как мошенничество, совершенное в группе.

- Потом следователь городского УВД изменила на статью 182 УК РК (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), наказание по которой значительно мягче, нежели за мошенничество. Из уголовного дела исчезли оригиналы расписок, которые писали Муратбек с компаньонкой. А следователь заявила, что никаких расписок в деле не было вовсе, - рассказывают Сизиковы. – Нам очень помог прокурор Усть-Каменогорска Ерлан Садуов. После нашего обращения к нему следователь сразу нашла расписки, вернула статью за мошенничество, да еще в крупном размере. Пока и квартира с торгов не продана. Вот только компаньонка Муратбека пока уходит от ответственности. Вроде, как он сам все делал. Недавно нам стало известно, что наш «друг» еще в прошлом году отправил 18 тысяч долларов в Грузию, родственникам. Покупал там коттеджи, а его компаньонка – квартиру в Бийске и машину. Чьи это деньги, спрашивается? Это только то, что мы знаем….

В этой истории еще очень рано ставить точку. Имена и фамилии действующих лиц по этическим соображениям изменены. Но мы обязательно расскажем читателям, чем все закончится. Но думаю, она обязательно еще раз напомнит о том, какой риск представляют собой подобные отношения, основанные на доверии, которым злоупотребляют.

Ольга Ушакова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии