29 Марта 2007 15:07:42

Участившиеся межнациональные конфликты и однозначный дрейф Астаны в сторону Запада делают реальным распад Казахстана

В последние годы экономический бум и рост валового внутреннего продукта в Казахстане, а также заметное улучшение благосостояния значительной части населения этой 15-миллионной республики сопровождаются всплесками насилия на межнациональной почве. Эту тенденцию официальным властям не удается скрывать и, тем более, преподносить в качестве «отдельных фактов хулиганства и столкновений на бытовой почве».
0 КОММЕНТАРИЕВ

В последние годы экономический бум и рост валового внутреннего продукта в Казахстане, а также заметное улучшение благосостояния значительной части населения этой 15-миллионной республики сопровождаются всплесками насилия на межнациональной почве. Эту тенденцию официальным властям не удается скрывать и, тем более, преподносить в качестве «отдельных фактов хулиганства и столкновений на бытовой почве». Очевидно, происходящие процессы в стране имеют более серьезные причины, что ставит под сомнение успешное решение национального вопроса в Казахстане, где проживают представители более 130 национальностей. Массовые драки в промышленных зонах невольно рождают вопрос, действительно ли комфортно живется всем народам на гостеприимной казахской земле?

Официальные власти, недавно отметившие в торжественной обстановке 15- летний юбилей независимого Казахстана, не устают напоминать, что начало борьбы за самостоятельное развитие республики началось с декабрьских событий 1986 г. Как помнится, тысячи людей устроили дебош в Алматы в ответ на назначение руководителем республиканской парторганизации Колбина. Казахи вышли на несанкционированные демонстрации, закончившиеся самым обычным разгоном и задержанием сотен участников декабрьских беспорядков. Тот инцидент был, пожалуй, первым сигналом для Москвы о том, что с национальным вопросом в Советском Союзе далеко не все в порядке. Этот звонок, однако, не был услышан, и впоследствии приснопамятный М.Горбачев получил Сумгаит, Тбилиси, Фергану, Баку, Ош и настоящую войну в Нагорном Карабахе.

Как представляется, возникающие беспорядки в Казахстане являются своеобразным продолжением просчетов действующего казахстанского президента, бывшего партаппаратчика, в решении национального вопроса. Не способно нынешнее руководство республики достичь межнационального согласия в ситуации, когда отсутствует как таковая Концепция развития межнациональных отношений. Массовые драки казахов с турецкими рабочими в Атырау, Карабатане и Тенгизе, в которых десятки людей получили ранения различной степени тяжести, избиение выходцев с Северного Кавказа, драка уйгурской и казахской молодежи в Шелеке — вот неполный список инцидентов, имевших место в государстве, жаждущем получить место председателя ОБСЕ. Акты насилия происходят с настораживающей регулярностью, и власти не могут дать внятного ответа и объяснения собственной позиции, ограничиваясь лишь задержанием виновных и неумелыми попытками убедить общественность в том, что причиной всему являются бытовые ссоры, пьянство и хулиганство.

В марте произошел новый эпизод. На это раз между казахами и чеченцами в селе Маловодном. Едва ли это все является показателями социально-экономического благополучия и межнационального согласия в РК, о чем Назарбаев не устает повторять? как санскритскую мантру.

Можно выделить еще несколько причин неповоротливости чиновников, успевающих лишь временно затушить пожар, тогда как предупредить и пресечь в зародыше опасные тенденции исполнительная власть не в состоянии. С самого начала независимого развития Н.Назарбаев взял курс на постепенное заполнение всех ключевых и средних руководящих постов казахами. Однако так называемая «титульная нация» в этой стране на тот момент не превышала 40% от основного населения, то есть не являлась государствообразующей нацией, хотя в Конституции страны казахам придан такой статус.

На пространстве бывшего СССР Казахстан стал единственной, причем унитарной, а не федеративной республикой, где коренное население не превышало 50%. К слову, сербы во времена единой Югославии также составляли не более 40% от 22-миллионного балканского государства. Отсюда и вытекают внешне незаметные проблемы, когда во всех ветвях государственной власти так называемые национальные меньшинства представлены в непропорционально малом количестве. Неписаный закон государственного устройства гласит: там, где титульная нация не является численно абсолютно доминирующей, национализм естественным образом пускает глубокие корни. Примеров много: бывшая Югославия, Латвия, Эстония, Кыргызстан. Казахстан — не исключение. Помимо проводимого ярко выраженного националистического курса, в этой стране действуют также непризнанные националистические группировки. Любое недовольство коренных жителей страны может быть воспринято национал-патриотами как оскорбление казахского народа и возведено до масштабов абсурда.

Другие причины следует искать в характере проведенной в Казахстане приватизации крупных промышленных объектов, в первую очередь — нефтегазового комплекса. Массовая распродажа стратегических производств проходила так, как это наблюдается повсеместно в странах, получивших свободу от метрополий. История знает много примеров скупки сырьевых отраслей, когда коррумпированные элиты до конца не представляли всех последствий подобных сделок.

Свежи в памяти массовые беспорядки в Джакарте в начале 1970-х годов. Японские корпорации, захватив рынок автомобильной индустрии и производства электроники, установили собственные правила игры, по которым местные жители оказались в кабальных условиях, получали мизерные оклады, работали в ужасающей обстановке и увольнялись по проявлению малейшего недовольства поведением японских менеджеров. Бунт индонезийцев приобрел огромные масштабы, он был стихийным, кровавым и имел явно выраженный ксенофобский характер. Избивали не только японцев, пострадали также китайцы и корейцы, внешне похожие на своих японских соседей.

Неустроенность местных рабочих на многочисленных объектах Тенгиза, Джезгазгана, Экибастуза, Караганды и других промышленных районов априори предполагает недовольство работающих там людей. Значительный диспаритет в получаемой заработной плате турецкими рабочими и казахстанцами неизбежно должен был привести к конфликтной ситуации. Государство, отдав иностранным компаниям предприятия, совершенно отстранилось от защиты собственных граждан. Возмущение казахстанцев социально-бытовой неустроенностью неизбежно приводит к переносу агрессии на иностранцев, в данном случае, на турецкий персонал. Кроме того, оскорбление местных жителей, неуважительное отношение к женщинам давно стали нормой поведения некоторых гостей гостеприимного Казахстана. Но уместен вопрос: что районные и областные власти сделали для того, чтобы призвать к порядку зарвавшихся «посланцев» Турции, Китая и арабских стран? Поведение иностранцев в чужом государстве определяется тем, как сама власть очертит рамки дозволенного. В противном случае справедливости будут добиваться оскорбленные граждане, что приводит зачастую к кровавому исходу.

В Казахстане власти сами дают лишний повод для подобных беспорядков, что в конечном итоге негативно отражается на имидже стране и способствует разжиганию националистических страстей, порождает ксенофобию, дает очередной повод национал-патриотам заявить о себе во весь голос. К чему все эти форумы и конференции, проводимые в Астане, где на весь мир провозглашается нерушимая дружба народов, живущих в Казахстане, когда в провинциальных городах уйгуры и казахи бьют друг друга в алкогольном подпитии, а потом некоторые журналисты спекулируют этим бытовым эпизодом, выдумывая не имевшие место факты и апеллируя к чувству национальной гордости казахов?

Или все это является стратегией развития этнократического государства в Казахстане, направленной на выдавливание из него остатков русскоязычного населения? Если так, то все становится ясно и встает на свои места: и заискивания перед Западом и США, и начавшееся строительство нефтепровода Тенгиз-Актау-Курык-Баку для выхода на турецкий Джейхан, и планируемое создание системы ПВО НАТОвскими подрядчиками, «БАЕ системс» и «ЕАДС», и латентная русофобия казахского руководства, и переход на латиницу и многое-многое другое. Назарбаев дал согласие посетившему Казахстан в марте с.г. главе МИД Азербайджана Э.Мамедъярову на присоединение его страны к железнодорожному проекту Баку-Тбилиси-Ахалкалаки, который де-факто переводит значительный объем транспортных перевозок из РФ на южное направление. Казахский президент в мае с.г. едет в Варшаву, чтобы принять участие на саммите русофобов, где он себя вольготно будет чувствовать в окружении Качинского, Саакашвили и Ющенко. Как это понимать!? Самый «большой друг» России, и дружит с кем и в пику кому!? Для чего все это нужно Казахстану? Может, Астана расчищает жизненное пространство для турков и других западных «подмастерьев»? Хотя, вряд ли что выйдет. Как ни как, ханьцы всегда начеку и готовы перейти границу «малыми группами» по миллиону бойцов.

Однако такая игра весьма опасна. Играя против основного гаранта существования «независимого» Казахстана, Астана рискует потерять и независимость, и как минимум, добрую половину казахских территорий. История, как известно, субстанция, которая любит повторяться на спиралях развития. Уже все однозначно признают — в российско-казахских отношениях есть кризис, причем кризис весьма серьезный. Надо ли России в таких условиях быть гарантом территориальной целостности своей ненадежной южной соседки, внешнеполитические предпочтения которой переменчивы как ветер в степи!? Сегодня политика Назарбаева демонстрирует то, что Астана готова обменять РФ хоть на рябого (Турцию), хоть на хромого (Грузию), хоть на глухого (Польшу)! Когда это у казахов успела развиться русофобия, не уступающая по масштабам польским и новогрузинским!?

Недавно в сети был опубликован большой материал российских и казахских экспертов, которые сравнивали сегодняшний Казахстан с Польшей 1939 года, где высказывалась гипотеза о возможно разделе РК между Россией и Китаем, если Астана продолжит свой нынешний внешнеполитический курс. (Олег Маслов и Александр Прутник, 30.01.2007г., «Казахстан начала ХХI века как Польша перед 1939 годом»).

Чем не вариант для защиты российских национальных интересов и ее собственной территории? Ведь появление американских баз в Атырау и Усть-Каменогорске является прямой и явной угрозой самому существованию России как независимого и единого государства.

Фуад Асимов

Мнение автора не совпадает с мнением редакции

Источник: iamik.ru
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии