08 Ноября 2007 00:00:10

Когда вернутся теплоходы

Возобновление сквозного судоходства по Иртышу было объявлено еще три года назад, после запуска в эксплуатацию Шульбинского шлюза. Однако до сих пор Иртыш от Усть-Каменогорска до Семея остается невостребованным. Между тем государство ежегодно тратит огромные деньги на содержание водных путей в судоходном состоянии и обслуживание судоходных шлюзов.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Возобновление сквозного судоходства по Иртышу было объявлено еще три года назад, после запуска в эксплуатацию Шульбинского шлюза. Однако до сих пор Иртыш от Усть-Каменогорска до Семея остается невостребованным. Между тем государство ежегодно тратит огромные деньги на содержание водных путей в судоходном состоянии и обслуживание судоходных шлюзов.

- Три года назад, - говорит директор Республиканского государственного казенного Восточно-Казахстанского предприятия водных путей Галина ПЕТРЕНКО, - мы запустили в работу Шульбинский шлюз. В первый же год выполнили необходимый объем дноуглубительных работ, разработав часть проблемных перекатов на участке Усть-Каменогорск - Семей (а их там 44). Гарантированные глубины в 105 см выдерживаются. Грузоперевозки минимальны, а пассажирские вообще отсутствуют.

- Почему?

- Вопрос не к нам. Мы ведь не занимаемся перевозками. Но свое мнение на этот счет у меня есть. За 17 лет, пока река была перегорожена плотиной Шульбинской ГЭС, флот был либо распродан, либо отдан в аренду россиянам, либо сдан в металлолом. Сегодня по реке на верхнем участке (от китайской границы до Усть-Каменогорского порта) ходит всего шесть плавсредств: три принадлежат ТОО "Иртыштранс", два - ТОО "Алтайимпорт" и одно ТОО "Пристань Бухтарма". Нет флота - нет перспектив развития судоходства. Какие-то суда находятся в нерабочем состоянии, остались только корпуса. Но кто будет вкладывать средства в восстановление?

В России принят закон о реновации старых судов двумя способами. Первый - с использованием элементов старых, второй - на основе оставшегося корпуса. У нас такого закона нет, следовательно, нет механизма восстановления с наименьшими затратами.

- Пресс-служба акима Восточно-Казахстанской области распространила на днях релиз о том, что в период с 2007 по 2012 год будет приобретено 69 судов. И этого якобы достаточно, чтобы возобновить судоходство по трансграничной реке - Иртышу.

- Речь идет о закупке только технического флота. Это делается в рамках программы модернизации водных путей. Наши теплоходы используются для выставления, снятия и обслуживания навигационной обстановки. Повторяю, что перевозками мы не занимаемся. Хотя интерес к ним огромный. Недавно я была в Омске в составе делегации на встрече акима Восточного Казахстана с губернатором Омской области. И там говорилось о необходимости ввозить из России по реке лес, из Казахстана - инертные материалы. Много лет россияне покупали в Зыряновске фракции нерудных материалов для строительства дорог. Сегодня их накопилось 58 млн тонн. А есть еще песок, глина, уголь. Перспективными представляются грузопотоки для машиностроительных предприятий Павлодара, Омска и Тобольска. В Западной Сибири будут востребованы запасы месторождения щебня и строительного камня на левом берегу Иртыша, заинтересуются там и объектами для производства индезитовой и базальтовой муки. В общем, имеются огромные потенциальные возможности, но они не используются из-за отсутствия флота. Хотя у омичей есть свои региональные проблемы с судоходством, обусловленные маловодностью Иртыша в засушливые годы в пределах Омской области.

- Куда подевались местные судостроительные заводы?

- Когда-то существовал Первомайский судостроительный завод, он выпускал те самоходные теплоходы, которые до сих пор ходят по Иртышу. Но уже 15 лет завод не работает. Он в частных руках, владельцы не имеют заказов. Хотя государство при желании могло бы разместить долговременный заказ на этом предприятии. Глубоковский завод специализировался на производстве несамоходного флота (баржи, дебаркадеры, понтоны) различной грузоподъемности. Там до сих пор осталось все оборудование. Но тоже нет заказов. Эти заводы сохранили ресурс, в том числе трудовой, важно не упустить момент и успеть реанимировать прежнее производство. Государство должно бы взять эти заводы под свой патронаж, обеспечив их заказами, а построенные суда в соответствии с меморандумом о взаимном сотрудничестве между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и акиматом Восточно-Казахстанской области передать казенным предприятиям.

- Насколько реально наладить грузоперевозки по Черному Иртышу в Китай.

- Вполне реально. Для этого у нас появилось специальное техническое судно - землесос. Оно предназначено для работы на легких или песчаных грунтах. На Черном Иртыше близ китайской границы на сто километров тянутся именно такие грунты. Чистить русло там с помощью земснаряда не имеет смысла. Утром - одно русло, вечером - другое. Удобнее всего делать проводку судов с помощью землесоса. Он, как пылесос, может раздувать грунт и проводить суда. Но до сих пор ни одной заявки на проведение судов до китайской границы мы не получали. Хотя китайцы в частном порядке просили нас быстрее организовать в этом районе судоходство. Проблема еще в том, что там нет таможенного поста. Нет также низкоосадочного флота. Между тем у нашего предприятия есть колесный буксир-толкач (БТК), способный работать на глубине от 50 см. Так что, если появятся таможенный пост и заявка, мы в тот же день организуем проводку судов: Когда-то на Иртыше работало речное пароходство, в него входил грузовой, пассажирский и технический флот. Возможно, пришло время вернуться к тому, что было. Может быть, после этого Иртыш оживет. И по нему, как в старые времена, вновь заснуют ракеты и теплоходы, потянутся баржи с лесом, углем, хлебом и арбузами.

Источник: Экспресс-К
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии