11 Сентября 2008 17:35:00

Казахстан наедет на Россию

За последний год почти все мировые автопроизводители выразили желание строить свои заводы в России. Тем временем в бывших республиках СССР такие сборочные проекты уже давно открыты. Корреспондент «Газеты.Ru» выяснил, как работает одно из таких предприятий в Казахстане.
0 КОММЕНТАРИЕВ

В июне этого года в Казахстане началось производство автомобилей концерна General Motors. По традиции американская компания запустила в качестве пионера на развивающийся рынок свою бюджетную марку – Chevrolet. На заводе «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске началось производство кроссовера Chevrolet Captiva, небольшого седана Lacetti и седана бизнес-класса Epica. Основную долю инвестиций ($7–8 млн) взяла на себя казахстанская сторона. Джиэмовцы вложили меньше, но они взяли на себя обучение рабочих и логистику. Американцам не пришлось строить себе плацдарм в Средней Азии с нуля. Ранее завод в Усть-Каменогорске освоил крупноузловую сборку Lada 4Х4, Skoda Octavia и Superb. А с июня там производят Lada-21099.

Универсальный конвейер предприятия позволяет собирать различные марки.


На специальных передвижных креплениях кузова Skoda соседствуют с «девяносто девятыми».

Для Chevrolet пока используется постовая сборка: на специальных тележках кузова вручную транспортируют к стационарному рабочему месту. Цеха укомплектованы современным оборудованием и позволяют собирать 47 автомобилей в день и свыше тысячи в месяц.

Кроме того, строится помещение по окраске, и планируется цех сварки. По данным администрации, уже сейчас по качеству сборки иномарок казахстанский завод значится в списке лучших предприятий как по моделям Skoda, так и Chevrolet. То же самое касается «Нивы» и «девяносто девятой» – здесь на них рабочие тратят больше времени, чем в Тольятти, шутят в Казахстане.

Пока предприятие работает в режиме «свободного склада», так же как начинал Ford во Всеволожске. Сваренные и окрашенные кузова автомобилей поступают на завод, где на них устанавливаются двигатели и агрегаты. За счет того, что ввезенные автомобили облагаются пошлиной как комплектующие, их себестоимость снижается на 10%. Модели Chevrolet везут поездом из Южной Кореи, с завода GM Daewoo (GM DAT). Там же рабочие «Азия-Авто» обучались собирать американские машины.


Постоянные визиты на завод президента Назарбаева свидетельствуют о том, что первый казахстанский автомобилестроитель приобрел статус градообразующего предприятия.

Однако внутренние проблемы не позволяют заводу достичь высокой производительности.

По оценкам экспертов, ежегодно в Казахстан ввозится более 300 тыс. автомобилей, при этом от 85% до 87% из них – это подержанные машины. Это существенно осложняет продажи новых автомобилей. Иномарки везут на паромах из США, Европы и особенно много из Арабских Эмиратов. Последняя страна в большом количестве снабжает Астану, Алма-Ату и другие более или менее крупные города подержанными машинами Toyota.

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов неоднократно заявлял, что недоволен ввозом в страну экологически грязного транспорта. На фоне этих высказываний автодилеры чувствуют себя увереннее, и при всем насыщении рынка подержанным транспортом продажи новых автомобилей постоянно растут. «Пока мы сталкиваемся с известной трудностью, – говорит один из продавцов автомобилей. – Имея $15 тысяч на покупку авто, потребитель, скорее, склоняется к приобретению «бэушного» автомобиля премиум-класса – Lexus IS, Mercedes E-classe или праворульного японца, нежели пусть даже нового бюджетного седана или непрестижной малолитражки».

Для того чтобы решить эту проблему, а заодно избавиться от экологически грязных «старушек», казахстанское правительство для начала запретило ввоз праворульных «японцев». А в ближайшее время ожидается введение заградительных тарифов на ввоз подержанных машин старше семи лет по примеру России.


«Помню, какая была истерия тогда в российских СМИ по поводу введения пошлин, – говорит глава автозавода в Усть-Каменогорске Ержан Мандиев. – А когда запрет вступили в силу – все стихло, люди потихоньку стали покупать новые автомобили.

В результате за короткий срок российский авторынок кардинально перестроился, водители пересели на бюджетные модели, и ветхий транспорт стал исчезать. За считанные месяцы продажи Peugeot 206 подскочили до небывалых результатов».

Бизнесмен надеется, что похожее явление произойдет и в Казахстане. Но пока рассчитывать на сверхпродажи его предприятию не приходится, в будущем году завод произведет всего 12 тыс. автомобилей, примерно 3 тыс. из них модели Chevrolet.

Руководство «Азия-Авто» ожидает скорых перемен к лучшему и активно рекламирует свою продукцию. В числе одной из таких акций был тест-драйв для СМИ на внедорожниках Captiva в районе Большого Алма-Атинского озера. Двенадцать машин поднялись по заснеженным серпантинам на высоту 2500 метров к чистейшему резервуару питьевой воды города. Таким образом компания заявила о том, что Captiva с подключаемым полным приводом идеально подходит для горно-степного рельефа Казахстана.

Оптимизм производителей подкрепляется еще тем, что продажи внедорожников в республике составляют до 40% от общего числа легкового транспорта.


Любовь к большим машинам и стиль вождения водителей создают ощущение, что ментальность граждан Казахстана близка российским людям. Те же нарушения на красный свет, разворот через две сплошные, алчные гаишники и преобладание внедорожников.

Среди самых продаваемых в Казахстане моделей чаще всего встречаются Lexus LS и Toyota Land Cruiser. Вазовская классика практически исчезла из столицы Казахстана и экономического центра – Алма-Аты. Тем не менее по областям и ближе к границам с Россией «Жигули» все еще успешно воюют с пожилыми иномарками.

На вопрос, не боится ли Усть-каменогорский завод конкуренции со стороны таких же сборочных предприятий в России, Ержан Мандиев говорит, что это будет выгодно всем: «Если для России откроется маленький рынок Казахстана, то для нас будет доступен огромный рынок России. Впрочем, пока это невозможно. Для экспорта нужна 50 процентная локализация (переход на комплектующие местной сборки), а этого пока никто не может достичь ». Доля комплектации местными автокомпонентами в Усть-Каменогорске не превышает 12%.

Сейчас на заводе «Азия-Авто» работают около 600 человек, включая рабочих, инженеров и менеджмент.


На предприятии нет профсоюза, и работодатель твердо заявляет, что и в будущем он не появится. В Казахстане боятся акций протеста как во Всеволожске.

«Я считаю, что требования профорганизации Ford неоправданно завышены, – говорит Мандиев. – Мы не хотим у себя возникновения такого рода конфликтов, поэтому будем пресекать возникновение подобных выступлений». Средняя зарплата рабочих на заводе в пересчете на рубли колеблется в районе 10 тыс.

В будущем году GM обещает начать официальные поставки в Казахстан моделей своих люксовых брендов Hummer и Cadillac. Американцы считают, что у этих машин серьезный потенциал в Казахстане. «Сейчас рассматривается возможность сборки люксовых марок у нас на заводе. Но решение будет приниматься в зависимости от результатов продаж», – резюмирует глава автозавода «Азия-Авто».

Тимур Хасанов

Источник: Газета.Ru
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии