28 Июня 2007 00:00:10

Дорога Стамбул – Алматы…. через Астану

Выступление Н.Назарбаева на 17-ом заседании Совета иностранных инвесторов в г.Усть-Каменогорск 15 июня 2007г. многие иностранные эксперты единодушно назвали «отчетом Управляющего Казахстаном перед Иностранным советом директоров Республики Казахстан».
0 КОММЕНТАРИЕВ

Выступление Н.Назарбаева на 17-ом заседании Совета иностранных инвесторов в г.Усть-Каменогорск 15 июня 2007г. многие иностранные эксперты единодушно назвали «отчетом Управляющего Казахстаном перед Иностранным советом директоров Республики Казахстан».

Теперь рассмотрим реальное положение дел в сфере казахстанского транспорта. Наиболее емко и реально ситуация на железной дороге описана в статье С.Есбергенова «Поезда на поезде, как испытание силы духа и нервов» (ИА «Навигатор», 20.06.2007г.). Вот что он пишет: «Условия для поездки у пассажиров выглядят заметно проигрышно не только на общем сегодняшнем фоне, но и при сравнении с условиями мрачных времен начала и середины 90-х гг. Причем, негативных перемен с каждой новой поездкой обнаруживается все больше и больше». Стало аксиомой, многократно проверенной на личном опыте сотен тысяч пассажиров поездов, пересекающих казахские степи, что опаснее и мучительнее отрезка пути, чем РК, для россиян и граждан среднеазиатских республик нет. Потому что тут нет вообще никаких законов и правил. Любой бандит или вор может на любом отрезке остановить поезд и ограбить пассажиров. В любом населенном пункте может выбить стекла вагона праздношатающаяся шпана. Любая еда, купленная на казахстанском вокзале, — ключ к инфекционному заболеванию или, как минимум, к отравлению.

Рассмотрим ситуацию на автомобильных дорогах. 19 июня 2007г. новостные службы СНГ передали очередную трагическую информацию под заголовком «В Джамбульской области Казахстана в результате автокатастрофы с участием автобуса погибли 8 человек, в том числе 3 детей». По информации МЧС республики, 18 июня на 383-м км автодороги Алматы — Ташкент произошло столкновение пассажирского автобуса Setra и автомашины Mitsubishi. По данным МЧС, в результате ДТП водитель Mitsubishi и его семь пассажиров, в том числе 5-летняя девочка и двое детей постарше, скончались на месте от полученных травм.

Каждую неделю телевидение и электронные СМИ выдают, как минимум, 3–4 таких трагедии, которые происходят на дорогах «регионального лидера».

По сообщению «Интерфакс» от 11 мая с.г., за последние 3 года на дорогах Казахстана погибло 16 тыс. чел., 88 тыс. ранены. Эти данные приведены со ссылкой на Комитет дорожной полиции МВД РК. Только во второй половине 2006г. в ДТП погиб 4271 человек, 19,3 тысячи получили травмы.

В СССР, при населении почти в 300 млн. человек, ежегодно в среднем гибло около 60 тыс. человек. При соотношении в численности населения бывшего Союза и сегодняшнего Казахстана 20:1, среднее ежегодное число погибших в РК не должно превышать 3 тысяч человек. В действительности, наблюдается более чем двукратное превышение гибели граждан и, как мы видим, зачастую гибнут дети.

В последние годы резко усилилась тенденция сокращения доли транспортно-коммуникационного комплекса в ВВП Казахстана — с 13,9% в 1998г. до 3,8% в 2006г. Учитывая высокую степень изношенности автопарка, других видов транспортных средств и оборудования, практически полное отсутствие инвестиций в развитие транспорта, можно предположить, что доля сектора в ВВП будет сокращаться и в дальнейшем.

В таких условиях, руководством республики выдвинута очередная «гениальная» идея по превращению РК в «ключевой элемент Шелкового пути». С учетом качества и количества дорог, которые представляют собой хорошую фоновую натуру к военным кинолентам про Великую отечественную войну, такой неожиданный «натиск» властей на «дорожную тематику» вызывает желание поближе посмотреть, что же в действительности кроется за этой идеей.

Де-факто Казахстан в экономической сфере фактически полностью, а в политической — примерно на 85% переуступил «внешним силам» свои суверенные права как независимого государства. Ни для кого уже не секрет, что сегодня он является «клиентом» и «проводником» требований своих западных политических спонсоров и иностранных держателей национальных богатств.

С учетом практически реализованной политики по выдавливанию РФ из энергетического комплекса республики, сейчас Астана наращивает усилия по «обходу» России и в транспортной области. Хочу процитировать Усть-Каменогорское выступление «управляющего» Казахстаном Н.Назарбаева: «Мы проложили нефтепровод в КНР. Остается 700 км, чтобы довести его до Каспийского моря. Принято решение строить газопровод из Туркменистана через Казахстан в западный Китай. С руководством КНР мы рассматриваем проект строительства прямой железнодорожной магистрали от западного Китая до Каспийского моря с выходом на Туркмению и Иран». В таком раскладе становится понятным, что в результате реализации предложенного плана превращения РК в новый транспортный «хаб» на Великом шелковом пути пострадавшей, как всегда, окажется Россия, а затем и соседние с Казахстаном центральноазиатские республики, ибо, как известно, «ничто не берется ниоткуда и не исчезает в никуда».

Несколько лет подряд Казахстан, через дипломатов и казахский бизнес, активно противодействует строительству железной дороги Кашгар — Ош — Андижан из Китая в Кыргызстан и Узбекистан.

Есть и другой пример. Казахстан долго пытался найти «выходы» на наших и китайских чиновников, чтобы максимально затруднить использование другого транспортного коридора, на этот раз из Таджикистана в Китай: Кульжа — Хорог. Это притом, что данная транспортная артерия была способна, ввиду климатических условий высокогорья, функционировать лишь 5 месяцев в году и, в принципе, не представляла никакой серьезной конкуренции для РК.

Ничем иным, как неуверенностью в своих силах и своем будущем нельзя назвать усилия Астаны, когда она за счет своих соседей — России и Средней Азии — пытается оставаться на плаву. Видимо, она опасается, что перетекание даже части грузопотока из Казахстана на северное или южное направление способно «выключить» степь из процесса общения между Востоком и Западом.

Как передает «Интерфакс-Казахстан», в рамках проекта Трансазиатской железнодорожной магистрали, казахстанская сторона выступила на 9-м совещании глав железнодорожных администраций стран-участниц ОЭС с инициативой открытия маршрута контейнерных и пассажирских перевозок по дороге Стамбул — Алматы через Астану. Предлагаю всем открыть географическую карту мира и посмотреть на регионы Передней и Центральной Азии. Как же должен пролечь этот маршрут?! Когда казахи предлагали перенести столицу из Алматы в Астану, всем, в принципе, это было все равно. Ну, учудили ребята — построили в промозглой степи город, который ни людям, ни животным не по нутру, летом — жара, зимой — мороз, постоянный ветер и очаг инфекций. Работать в нем можно лишь вахтенным методом. Еще древние строили свои поселения там, где это, в первую очередь, было выгодно с климатической и оборонной точек зрения. Ну да ладно, раз сделали все опять по-казахски, пусть сами там и живут. Но почему вдруг кто-то в РК поверил, что теперь весь мир будет гонять свои грузы и пассажиропотоки по унылым казахским степям? Во имя чего!? Чтобы лишний раз доказать величие мысли Нуреке!? Тогда давайте проложим новые автомобильные и железные дороги из Шымкента в Алматы через Гурьев!

Пока же грамотеям от политики, грезящим очередными фантастическими планами, предлагаем чуть поостыть и посмотреть под собственные ноги. А там, между прочим, они увидят следующую картину: «По данным специалистов, на сегодня в Казахстане нет ни одной автомобильной дороги, которую можно было бы классифицировать как „скоростную“ или „автомагистраль“. Технические параметры автодорог не соответствуют требованиям международных стандартов» (по материалам Инвестиционного фонда Казахстана, http://www.ifk.kz/pr/rus/proj/index.php?a=233).

В то время, когда высокие астанино-алматинские умы заняты «важными делами», водителям, желающим проехать на авто от Гурьева до Джезказгана, приходится брать два запасных колеса и заказывать еще одно переднее шасси, а также превращать свои автомобили в маленькие магазины автозапчастей — на всякий «пожарный случай».

Да, но это же «маленькая проблема». На ней «пиара» не сделаешь, а потому не стоит ею заниматься. Зачем иностранцам знать реальное положение дел в РК? Глядишь, поблекнет во всех смыслах «дорогой» имидж Ак-Орды, потом никак не очистишь! И это после Бората! Право, есть что-то общее в образе действий нынешней казахской власти и британского г/комика. Что ж, хрен редьки не слаще. Это уже неизлечимый диагноз обоим.

Мнение администрации сайта может не совпадать с мнением автора.

Источник: ИА МиК, Фуад Асимов
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии