09 Февраля 2009 06:16:00

Тенге упал, бензин отжался

5 февраля цены на бензин в Усть-Каменогорске взлетели на АЗС нескольких компаний. Если накануне самый ходовой - АИ-93 - продавался по 73 тенге за литр, то в минувший четверг - по 93. Видимо, расчет был на то, чтобы сбить водителей и контролеров с толку: с ходу не разберешь, что такое 93 - цена или марка бензина?
0 КОММЕНТАРИЕВ

На остальных АЗС цена оставалась прежней - от 70 до 73 тенге за литр. АИ-80 уходил по 55 тенге. Таковыми цены остались и вчера. До этого же уровня уже к вечеру пятого февраля они опустились и на заправках тех компаний, которые днем раньше вскачь погнались за долларом.

Таковым оказался итог оперативного совещания с владельцами АЗС в городском акимате. Власти убедили их в том, что нет причин задирать цены на бензин. В свою очередь "бензиновые короли" сообщили, что у них нет выхода на производителей ГСМ, напрямую они якобы не работают с нефтеперерабатывающими заводами, а только через посредников. А с посредников какой спрос? Горожане уповают на то, что местные власти вынудят "бензиновых королей" как можно дольше держать в узде цены на бензин.

Андрей КРАТЕНКО, Усть-Каменогорск

Серик кивает на Ивана , тот - на Джона

Рост цен на бензин трейдеры крупнейших компаний по продаже нефтепродуктов назвали не сговором, а адекватной реакцией рынка на действия правительства по девальвации тенге.

В первую очередь "ЭК" обратился за разъяснениями в Министерство энергетики и минеральных ресурсов с просьбой прокомментировать нынешний рост цен на ГСМ. В пресс-службе Минэнерго нам ответили, что, пока не получат данных из регионов, никаких комментариев давать не будут.

А вот представители компаний, занимающихся продажей нефтепродуктов, не стали отмалчиваться.

- Никакого сговора нет. Нынешний рост цен на ГСМ - это ответная реакция на действия правительства. Государство резко в один момент провело девальвацию тенге, и рынок незамедлительно на это отреагировал, - такую оценку на условиях анонимности высказал один из топ-менеджеров нефтетрейдинговой компании.

Но есть ли сговор или нет в нынешней ситуации, ответ на этот вопрос должно дать антимонопольное ведомство. Как выяснилось, неделю назад крупные трейдеры, до которых из высоких кабинетов просочилась информация о грядущих переменах, уже подняли цену на свой товар на 100 долларов за тонну. После того как 4 февраля Нацбанк объявил о новом курсе тенге по отношению к доллару, цены были подкорректированы в сторону увеличения с учетом 25-процентной девальвации. Так, по информации наших источников, одна тонна дизтоплива выросла сегодня с 40 000 тенге до 60 000, то есть на 50 процентов!

- И то, что цены на АЗС поднялись пока на 12 процентов, - не предел. К следующему понедельнику они должны подняться на столько, на сколько упал тенге, - сказал представитель трейдинговой компании.

Специалисты розничного рынка продаж нефтепродуктов считают, что если бы правительство проводило постепенную, пошаговую девальвацию национальной валюты, как это было сделано в соседней России, то и у нас не было бы такого резкого скачка цен, в том числе и на ГСМ.

Принцип сообщающихся сосудов

На вопрос о том, что на фоне снижения цен на нефть по логике цены на ГСМ также должны упасть, был ответ, что в Казахстане правительству сложно влиять на ценовую политику в этом секторе, так как внутренний рынок находится в большой зависимости от соседнего - российского.

- Есть такое понятие, как ценовой индикатор. Так вот, в России цены на ГСМ уже давно выросли, так как их рынок быстрее нашего реагирует на все перемены. Сегодня мировая цена на нефть держится в коридоре от 42 до 46 долларов за баррель. Во-вторых, не следует забывать, что почти 40 процентов ГСМ мы завозим из этой страны, которые закупаем в валюте. Кроме этого, один из трех крупнейших казахстанских заводов - Павлодарский НХЗ работает только на российском сырье, которое также закупается за валюту. Это так называемый принцип сообщающихся сосудов, - пояснил вышеназванный специалист.

В АО "Торговый дом "КазМунайГаз" корреспонденту "ЭК" пояснили, что шымкентский завод, обеспечивающий ГСМ юг страны, также на 50 процентов работает на российской нефти. Поэтому и здесь сильно влияние ценовой политики соседнего рынка.

Еще один немаловажный фактор. Так, по официальным данным, потребности казахстанского рынка в бензине всех марок сегодня составляют 2,5 миллиона тонн. Из этого объема порядка 30 процентов (700 000 - 800 000 тонн) наших потребностей мы покрываем за счет импорта из России. Оставшиеся 70 процентов - это собственное производство. Но в основном это дизтопливо и бензин низкооктановых марок. Тем временем сегодня предпочтения казахстанцев - владельцев авто - это высокооктановый бензин. А в общем объеме российского импорта львиная доля приходится на бензин ходовых нынче марок АИ-93 и АИ-96. Отсюда и соответствующие цены в стране на ГСМ.

Кто на рынке хозяин?

Как известно, сегодня на внутреннем рынке нефтепродуктов три главных игрока - это "ПетроКазахстан" (владеющий совместно с АО "НК КМГ" шымкентским заводом), АО "Торговый дом "КазМунайГаз" (владеющий Атырауским НПЗ) и "Гелиос" - торговая "дочка" Павлодарского НХЗ.

Из этой тройки лидеров, по общему признанию, законодателем цен является "Гелиос". Компания, торгующая нефтепродуктами, полученными из российского сырья, устанавливает цены на свою продукцию исходя из этой зависимости.

- И, естественно, если в России сырье стоит дороже, то и "Гелиос" вынужден поднять цену на свой товар. А остальные участники рынка вдогонку за "Гелиосом", причем с радостью, поднимают свои цены, - сказал трейдер.

Хотя с его мнением не согласился представитель "Торгового дома", попросивший не называть его имени. Он заявил, что на АЗС с логотипом "КазМунайГаза" цены на бензин остались на прежнем уровне. Однако он уточнил, что пока КМГ владеет лишь 4 процентами АЗС на внутреннем рынке, поэтому не может оказывать существенного влияния на ценовую политику.

- Атырауский НПЗ, который находится в 100-процентной собственности нацкомпании "КазМунайГаз", кроме своего сырья, перерабатывает так называемую давальческую нефть, поставляемую на завод около 40 частными компаниями. А они, в свою очередь, закупают сырье по не зависящим от нас ценам, - добавил представитель "Торгового дома".

Вот уже больше года идут переговоры о передаче в собственность государства активов АО "Мангистаумунайгаз", куда входит Павлодарский НХЗ. Однако дело движется не так быстро, как этого хотел бы глава правительства. Ведь только с окончательным решением о передаче завода можно будет решать вопрос о его реконструкции и модернизации с помощью государства, чтобы поставлять на рынок больше высокооктанового бензина и тем самым снизить зависимость от российского рынка.

На этой неделе в интервью "ЭК" вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов сообщил, что прошлой осенью министерство организовало встречу с крупнейшими нефтяными компаниями и трейдерами и подписало с ними меморандум, в котором стороны договорились о снижении цен на нефтепродукты.

Но, как выяснилось, действие этого меморандума закончилось 1 февраля этого года.

От редакции

Очевидно, что нефтетрейдеры комментируют ситуацию так, как выгодно им. И очень жаль, что соответствующие государственные ведомства - Минэнерго и АРЕМ - не отреагировали оперативно на их действия. Ведь недостаток информации всегда рождает слухи. Причем нелучшие. Необходимость в кратчайшие сроки отрегулировать рынок нефтепродуктов совершенно очевидна. Иначе "золотой" бензин сделает таковыми и многие товары первой необходимости.

Кульпаш КОНЫРОВА

Источник: Газета "Экспресс-К"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии