28 Апреля 2012 11:54:00

Комитет дорожной полиции МВД РК разрабатывает законопроект "О дорожном движении"

Об этом сообщил начальник управления координации обеспечения безопасности дорожного движения Комитета дорожной полиции МВД РК Канат Садвакасов на «круглом столе» в Мажилисе Парламента РК, сообщает Zakon.kz, со ссылкой на пресс-службу Мажилиса РК.
0 КОММЕНТАРИЕВ

По его словам, Министерством внутренних разработаны проекты Законов «О дорожном движении» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения».

«Хотел бы отметить, что до разработки законопроекта «О дорожном движении» нами было изучено и проанализировано законодательство зарубежных стран, регулирующих отношения в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности. Казахстан относится к тем немногим странам, где до сих пор не принят закон о дорожном движении. Предпосылками к разработке национального законопроекта «О дорожном движении» стали многоплановость и сложность общественных отношений в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности, которые обусловили наличие множества нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере. На сегодняшний день основным нормативным документом, регулирующим вопросы дорожного движения, является Закон Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения», действующий с июля 1996 года. Закон «О безопасности дорожного движения» сыграл положительную роль в деле упорядочения правового регулирования в данной сфере. Однако с момента его принятия прошло более 15 лет, за которые были приняты ряд законов и подзаконных актов в той или иной мере самостоятельно влияющие на состояние дорожной безопасности, но не обеспечивающих единый концептуальный подход и необходимые эффективные решения по обеспечению безопасности дорожного движения», - отметил он.

По его мнению, это привело к тому, что действующая нормативная правовая база в сфере дорожного движения по ряду моментов не отвечает существующим в стране социально-экономическим отношениям, не соответствует конституционным принципам разделения полномочий и предметов ведения между центральными и местными исполнительными органами государственной власти.

На сегодняшний день, отсутствует и должная нормативная правовая база, регламентирующая систему организационно-планировочных и иных инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах.

Другой проблемой является наличие в актах подзаконного уровня ограничений и запретительных норм, что противоречит Конституции РК, поскольку в соответствии с ней ограничения прав и свобод, запреты на их реализацию могут быть предусмотрены только в законах. В частности, превалирующая часть положений Правил дорожного движения, определяющих права и обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, должна быть предусмотрена на уровне закона.

«Кроме того, необходимо отметить несоответствие национального законодательства в сфере дорожного движения международным соглашениям и договорам в этой области. Таким образом, необходимость разработки законопроектов обуславливается пятью основными факторами: необходимость урегулирования на законодательном уровне прав и обязанностей участников дорожного движения; консолидации норм права в сфере дорожного движения и повышения роли их законодательного регулирования; усиление координации деятельности государственных и местных исполнительных органов в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности; необходимость урегулирования правовых пробелов и введения новых правил поведения, обеспечивающих эффективную организацию дорожного движения и повышения его безопасности; необходимость инкорпорации норм международных договоров, участниками которых является Республика Казахстан», - говорит К.Садвакасов.

Целью законопроектов является создание правовых условий для успешного функционирования дорожного движения на территории Республики Казахстан. Предметом законопроектов является регулирование отношений, возникающих в процессе дорожного движения. Действие законопроекта будет распространяться на центральные и местные исполнительные органы государственной власти, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, занятых в сфере дорожного движения.

В основу законопроектов легли обязательные требования международных конвенции и соглашений ООН, ратифицированных Республикой Казахстан, рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, а также результаты научного исследования дорожной безопасности, проведенного по заказу Всемирного Банка, в рамках оказания технической помощи.

«Законопроект без труда можно было назвать «О безопасности дорожного движения», но сохранение этого названия значительно сузило бы регулируемые отношения, которые выходят далеко за рамки понятия безопасности, так как ее эффективность находится в прямой зависимости от мобильности, доступности и устойчивости дорожного движения для ее пользователей», - считает он.

Законопроектом в рамках правовых и организационных основ дорожного движения предусматриваются следующие нововведения:

Во-первых, использованы инновационные подходы к формированию структуры законопроекта и ее содержания. Которые сформулированы в соответствии с разработанными рабочими группами Европейской экономической комиссии, Всемирной организации здравоохранения рекомендациями по пяти основным направлениям:

1) управление безопасностью дорожного движения;

2) безопасные дороги и мобильность;

3) безопасные транспортные средства;

4) безопасное поведение пользователей дорог;

5) ответные меры после дорожно-транспортных происшествий.

Структура законопроекта состоит из 16 глав и 99 статей с объемом в 99 страниц.

Во-вторых, устанавливаются компетенция уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения (в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 2005 года № 60/5 государствам предложено учредить на национальном уровне головное учреждение по вопросам безопасности дорожного движения).

Так как в Казахстане государственным регулированием в сфере организации дорожного движения и обеспечение его безопасности осуществляет целый ряд независимых друг от друга государственных органов. Этими вопросами в различной степени занимаются: органы здравоохранения, образования, транспорта, чрезвычайных ситуаций, военной полиции, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, индустрии и новых технологий, а также местные представительные и исполнительные органы.

В указанных условиях, проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют укрепления потенциала уполномоченного государственного органа и координации деятельности других государственных органов и организаций в этой области, комплексного подхода к решению задач снижения уровня дорожно-транспортного травматизма.

В-третьих, в целях достижения эффективной координации и управления в сфере дорожной безопасности, предусматривается более качественное делегирование ответственности и полномочий центральным и местным исполнительным органам, обеспечивающих в той или иной степени безопасность дорожного движения.

В-четвертых, для достижения высокой сосредоточенности на результатах и обеспечения эффективного мониторинга и оценки в рамках государственного учета основных показателей в области дорожной безопасности предусматривается более качественный сбор сведений и информации в этой области.

В-пятых, устанавливаются права и обязанности участников в дорожном движении, которые ранее регулировались на уровне постановления Правительства.

В-шестых, в рамках организации дорожного движения устанавливаются основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения:

- при проектировании, строительстве и реконструкции дорог;

- к генеральным планам населенных пунктов;

- при ремонте и содержании дорог;

- при обустройстве дорог объектами сервиса;

- к лицам, выполняющие ремонтные и другие работы на проезжей части дороги.

В-седьмых, в целях выявления причин дорожно-транспортных происшествий и их устранения на основе коррекции конструкции дороги и автомобиля до совершения дорожно-транспортных происшествий внедряется система управления безопасностью дорожного движения путем проведения аудита безопасности дорожного движения на разных стадиях технологической готовности продуктов дорожной отрасли - дороги и автомобильной отрасли - автомобиля.

В-восьмых, в целях повышения безопасности эксплуатируемых дорог для пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов, водителей и пассажиров транспортного средства вводится в действие национальная система оценки дорог.

Система оценки дорог действуют уже более чем в пятидесяти странах Европы, Азии, Тихоокеанского региона, и Африки.

Применение системы оценки дорог в Южной Африке, Малайзии, Чили и Коста - Рики позволили предотвратить 73 тысячи смертей в дорожно-транспортных происшествиях и получить экономический эффект в сумме 7 млрд. долларов США.

В-девятых, регламентируются действия по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, направленные на организацию и обеспечения оперативного реагирования на них и оказание своевременной комплексной помощи. Внедряется единый общенациональный телефонный номер для сообщения о чрезвычайных ситуациях дорожно-транспортных происшествий, а также оперативной и единовременной передачи информации в соответствующие подразделения уполномоченных органов.

В десятых, в целях обеспечения безопасности транспортных средств, находящихся в режиме международного движения на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан предусматривается осуществление допуска указанных транспортных средств к участию в дорожном движении по территории Республики Казахстан в строгом соответствии с требованиями Конвенции о дорожном движении с ведением базы данных транспортных средств, временно ввозимых для эксплуатации на территорию Республики Казахстан и оперативным доступом к ней МВД для использования при осуществлении правоохранительных функций на территории внутри государства, в том числе с использованием автоматизированной проверки на наличие не исполненных постановлений и предписаний об оплате штрафа за нарушения Правил дорожного движения. Соответствующие поправки вносятся в Закон «О государственной границе Республики Казахстан»

«Следует отметить, что в последнее время усилились миграционные потоки граждан и автомобилей из-за рубежа, которые оказывают негативное влияние на состояние охраны правопорядка и дорожной безопасности, а также наносят ущерб бюджету государства (уклонение от уплаты таможенных, налоговых платежей и штрафов, наложенных за совершения правонарушений)», - отметил он.

В-одиннадцатых, в соответствии с требованиями Конвенции о дорожном движении, вводятся в действие на территории Республики Казахстан новые образцы водительских удостоверений, которые будут иметь 7 категорий: А, B, C, D, ВЕ, СЕ, DE и 6 подкатегорий: A1, B1, C1, D1, C1E и D1E.

Это позволит упорядочить эксплуатацию скутеров, мокиков (подкатегория - А1), трициклов (подкатегория - В1) и другого минитранспорта, которые в последнее время получили широкое распространение.

Новые удостоверения будут выдаваться лицам впервые их получающим. Существующие водительские удостоверения будут действительны до истечения срока их действия (срок с момента выдачи - 10 лет) согласно пункту 1 статьи 43 Конвенции ООН о дорожном движении. Замена на новые удостоверения будет осуществляться по волеизъявлению лиц на добровольной основе.

Дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета на изготовление новых удостоверений не потребуется. Изготовление новых удостоверений будет осуществляться в рамках существующего государственного заказа.

В-двенадцатых, в соответствии с международной практикой, вводится поэтапная выдача водительского удостоверения лицам, впервые получающим право на управление транспортным средствам.

Считается, что требуется около 5-6 лет практики вождения или пробег в 50-100 тыс. км для того, чтобы степень серьезности последствий ДТП с участием начинающих водителей снизилась до уровня, свойственного происшествиям с участием опытных водителей. Способа, заменяющего практику вождения по дорогам, для накопления водительского опыта, не существует. Поэтому в целом ряде государств для уменьшения связанной с вождением автомобилей опасности принимаются законы и правила, устанавливающие требования о том, что первоначальный опыт должен накапливаться, в условиях, сопряженных с меньшим риском. Одним из распространенных способов реализации таких требований являются системы поэтапной выдачи водительских удостоверений.

В-тринадцатых, предусматривается проведение государственной регистрации и учета в отношении мопедов с конструктивной скоростью более 50 км/час, которые ранее не подлежали указанной процедуре, но участвовали в дорожном движении и становились жертвами ДТП.

В-четырнадцатых, устанавливаются высокие фиксированные пошлины на государственные регистрационные номерные знаки повышенного спроса. В связи с этим вносятся соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

В-пятнадцатых, в рамках снижения административных барьеров исключается регистрация лиц в дорожной полиции, управляющих транспортными средствами по доверенностям.

В-шестнадцатых, владельцам транспортных средств, предоставляется право на выбор:

1) места проведения регистрационных действий в любом регионе Республики Казахстан вне зависимости от места жительства собственника транспортного средства;

2) цифрового обозначения государственного регистрационного знака транспортного средства на условиях и в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

В-семнадцатых, внедряется в действие упрощенный порядок оформления дорожно-транспортных происшествий в порядке, предусмотренным Европейским протоколом, при котором водителям предоставляется право при отсутствии пострадавших в ДТП и наличие страховых полисов оформить необходимые документы о дорожно-транспортном происшествии без привлечения дорожной полиции.

Применение системы упрощенного порядка оформления ДТП позволяет ускорить сроки урегулирования страховых случаев, сократить число судебных разбирательств, упростить процедуру получения возмещения для потерпевшего в ДТП и высвободить значительные силы дорожной полиции.

В-восемнадцатых, устанавливаются специальные требования, обеспечивающие условия для движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В-девятнадцатых, в целях стимулирования своевременной уплаты административных штрафов за нарушения правил дорожного движения предусматривается норма, предполагающее в случае уплаты штрафа в течение суток и семи банковских дней с момента его наложения снижение суммы административного штрафа соответственно на пятьдесят и тридцать процентов.

В двадцатых, в рамках требований Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств и ее составных частей и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, ратифицированной Республикой Казахстан 30 июня 2010 года, исключается обязательное подтверждение соответствия новых транспортных средств путем признания иностранных сертификатов транспортных средств, выданных в соответствии с требованиями указанного Соглашения, а также в отношении бывших в употреблении транспортных средств.

«Надеемся, что в ходе обсуждения законопроекта в Парламенте он получит конструктивную завершенность и станет основой для эффективной профилактики и сокращения дорожно-транспортных происшествий», - подытожил К.Садвакасов.

Источник: zakon.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии